Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Отец Иоанн родился в 1829 г. в семье сельского причетника в Архангельской епархии. Свое образование он завершил в Петербургской Духовной Академии. В 1855 г. его рукоположили в сан пресвитера и назначили священником Свято-Андреевского собора в Кронштадте, где он служил беспрерывно более полувека, до своей кончины. Известен он стал не сразу, несмотря на то, что был выдающимся молитвенником и вел особенно аскетическую жизнь (будучи женатым, он сохранял строгое девство). Сначала он обратил на себя внимание особой организацией благотворительности. С 1882 года отец Иоанн развернул необычайно широкую благотворительную деятельность. Он устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей. Он заботился о том, чтобы все неимущие в Кронштадте были накормлены и чтобы им были созданы условия для жизни, а не только о формальной помощи им. Он организовал дом трудолюбия, ему удалось привлечь средства для этого. Вместе с тем любопытно, что просто лукавых попрошаек о. Иоанн не любил и говорил, что всем, кто может трудиться, мы поможем, а тех, кто трудиться не желает, мы попросим долой из Кронштадта. С небывалом успехом ему удавалось вести борьбу с пьянством, распространенным среди портовых рабочих и моряков Кронштадта. Он ежедневно совершал Божественную Литургию. Богослужения о. Иоанна в Андреевском соборе были явлением исключительным в церковной жизни. Его дерзновенная вера, чуждая и тени сомнений, подобная вере первых христиан, захватывала молящихся и многих перерождала духовно. За такими Богослужениями открывались необычайные проявления милости Божией.
|
|
Не могли укрыться от людей его другие благодатные дарования. Русский народ чтил его еще при жизни как чудотворца. По его молитвам совершались многочисленные чудеса исцелений и явления Божией помощи многим людям. Слухи об этих явлениях разносились по России, и к о. Иоанну стекалось все больше народа. Постепенно наплыв посетителей стал таким, что всех желающих исповедаться и причаститься он уже не мог принять, поэтому, не без смотрения Божьего, он стал устраивать общую исповедь. Он обладал особым даром прозорливости, и часто человек, прослушавший общую исповедь и не сказавший сам ни слова о. Иоанну шел к причастию, он его останавливал и не допускал к Чаше как человека, который подлинно не покаялся в своих грехах. Постепенно желающих получить помощь от о. Иоанна стало так много, что он сам стал выезжать в другие города России. Его почитатели построили для него специальный пароход. В таких разъездах совершалось много исцелений. Но бывали они и заочными: когда святому сообщали о чьих-то просьбах, он молился, и по его молитвам Бог даровал Свою благодать и милость. Вместе с тем, у него было очень много всяких неприятностей и искушений, как у всякого святого. Одно – безусловно бесовского характера: некоторые его почитатели, а особенно почитательницы были одержимы бесом и впали в страшную ересь, открыто заявляя о почитании о. Иоанна чуть ли не как Бога Отца, причем как он ни старался их обличать и даже анафематствовать, ничего не помогало. Часто о. Иоанна изображали неким черносотенцем, который проповедует враждебность к людям разных национальностей, объявляли его антисемитом и на этой почве разжигали неприязнь к нему. Это совершеннейшая ложь, потому что по его молитвам исцелялись не только православные, но и инославные христиане и даже нехристиане.
|
|
Великий молитвенник, замечательный проповедник, в устах которого глаголы вечной жизни звучали с такой покоряющей силой, что они преображали сердца людей, пастырь-благотворитель, отец Иоанн Кронштадтский был еще и глубоким богословом. Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» принадлежат к самому великому и подлинному в русском богословском наследии XIX века. В своих творениях Кронштадтский пастырь не рассуждает о догматах, а свидетельствует их истину, опираясь на святоотеческий и на свой жизненный духовный опыт. Его дневник под названием «Моя жизнь во Христе» содержит не размышления о Боге и не мечтания о Нем, а свидетельство о подлинный встрече с Ним и свидетельство о тайне Церкви как едином Теле, которое живет в Святой Евхаристии. Евхаристия, по учению отца Иоанна, средоточие христианского бытия. Духовная жизнь и Таинства – вот единственный надежный путь к встрече со Христом. Для отца Иоанна Кронштадтского христианство было не отвлеченным учением, не системой нравственности, а новой жизнью, непохожей на жизнь ветхого человека, порабощенного грехом.
Прямые и наглядные явления святости со стороны старца Амвросия и святого праведного Иоанна Кронштадтского для тех людей, которые способны были задуматься над тем, что видели духовным взором способствовали обращению. Если творчество Достоевского и Соловьева располагало к вере, то окончательно утверждали возникшую в людях веру. Для большей же части русского народа жизнь о. Иоанна и его молитва были совершенно ясны и оказали глубочайшее влияние. В его дневниках Отец Иоанн неоднократно говорил о своих предчувствиях: в наказание за духовную слепоту, за увеличивающийся грех на Россию надвигается тяжелое духовное бедствие. Он предвидел то, что и совершилось в результате революции.
Билет 31. Церковная историография: митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Филарет (Гумилевский).
Первым русским историком считается митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин).(1737-1812). Он был сыном священника. Родился в селе Чашниково Московской губернии, после обучения в Коломенской семинарии окончил тогдашнюю московскую греко-славяно-латинскую академию, принял монашество. За годы обучения в академии основательно изучил греческий, латинский, французский. Когда Екатерина II при посещении Троицкой Лавры увидела молодого красивого иеромонаха, она спросила, почему он не женился, на что тот ответил, что из любви к просвещению принял монашество. После себя митрополит оставил мемуары. В них он писал, что знание истории приобрёл чтением исторических книг. В конце 18 века во всех духовных школах вводит обязательным предметом изучение истории. Тогда история изучалась в контексте латинского языка. Именно для этих целей митр. Платон решил написать учебник "Краткая Российская Церковная История", который издаёт в 1805 г. (в 2 томах)
|
|
По мнению Карташова в этом труде обнаружен талант молодого ума. Этот поистине ученый труд превзошёл исследования, писавшиеся после митрополита Платона. А в чём же научность? В том, что писатель критически подходил к источникам. Он первый поставил под сомнение предание о том, что ап. Андрей посещал днепровские кручи. Положительная сторона его труда – наличие причинно-следственных связей, негативная – отсутствие системности, основывался только на древних рукописях. Кроме этого труда Платону принадлежат и другие сочинения: "Список митрополитов до 1804 года", " Житие преп. Сергия".
Кроме того, митрополит был воспитателем сына Екатерины Павла.
Оппонентом митрополита Платона был Митрополит Киевский Евгений, до пострижения Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837). Родом из семьи священника Воронежской губернии; образование получил в Воронежской Духовной семинарии, потом в Московской Духовной академии и одновременно слушал лекции в Московском университете. По окончании курса возвратился в Воронеж, где был преподавателем в Духовной семинарии. В 1800 году переселился в Петербург, принял монашество, затем стал преподавателем и префектом Петербургской Духовной академии. В 1804 году был поставлен епископом Старорусским (викарием Новгородского архиепископа); с 1808 по 1822 год занимал последовательно епископские кафедры в Вологде, Калуге и Пскове; с 1822 года до конца жизни (1837) был митрополитом Киевским.
Монах и иерарх Евгений проявлял живой и постоянный интерес к церковной истории и археологии и к биографиям деятелей Русской Церкви и русской культуры вообще. Свою монашескую келлию он превратил в научную библиотеку книг и рукописей и в кабинет ученого. Занимаясь историей и археологией, Евгений собирал и изучал исторические и археологические материалы в монастырях и церквах епархий Новгородской, Псковской и Киевской, столь богатых памятниками древности. Он заботился о надлежащем хранении в монастырях древних рукописей и старых книг, о благоустройстве монастырских архивов и библиотек, о хранении ценных предметов церковной археологии. После этого началась его высокая карьера. Результаты своих изысканий печатал. Его называют "историком — кротом". Его перу принадлежит словарь писателей духовного чина, словарь светских писателей. Он своего рода коллекционер-собиратель.
|
|
В середине 19 века Евгений (Болховитинов) стал викарием Новгородской епархии, епископом Старорусским. Став епископом, он решил объехать, посетить все монастыри епархии; сообщил архимандриту одного монастыря, что он завтра пребудет в монастырь, " будьте готовы". Утром он едет в монастырь и видит движущийся ему на встречу возок наполненный хламом, покрытый рогожкой. Он спрашивает монаха: " Что везёшь?" Тот отвечает: " К нам едет архиерей: велели почистить конюшню". Епископ попросил показать содержимое повозки. Оказывается, монах вёз топить в реке старые книги, документы, архивы, антикварные книги, пергамент, пергаментные книги 16-17 веков и рукописи. Когда увидел это ученый, он стал белее полотна. Разгневавшись, велел вернуть обратно. Когда прибыл в монастырь, устроил головомойку настоятелю монастыря, потому что тот уничтожал историю! И вот в этом хламе он нашёл самый древний документ в истории Русской Церкви — документ начала 12 века.
Он написал множество трудов по церковной истории, археологии и библиографии; был членом Академии наук и многих ученых обществ. Назовем некоторые из его сочинений:
"Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чину" (СПб., 1818. Переизд. 1827, 1836, 1862).
Изданный М. П. Погодиным после смерти митрополита Евгения "Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России" (Т. I-II. М., 1845); алфавитный указатель содержит 470 фамилий авторов, и это не просто список писателей - наиболее важным из них посвящены довольно большие статьи: М. В. Ломоносову - 22 страницы; Г. Р. Державину - 11; В. Н. Татищеву - 13 страниц; основателю русского театра Ф. Г. Волкову - 14 страниц.
"Рассуждение, или Историческое исследование о соборах Российской Церкви" (СПб., 1808); "История княжества Псковского" (Киев, 1831); "Разговоры о древностях Великого Новгорода" (1818); "Описание Киево-Софийского собора и история киевской иерархии" (Киев, 1825); "Описание Киево-Печерской лавры" (Киев, 1826). К сожалению, в его трудах нет анализа, его называли регистратором событий.
Архиепископ Филарет (1805-1866), до пострижения в монашество - Димитрий Григорьевич Гумилевский, был сыном сельского священника в Шацком уезде Тамбовской губернии. Образование получил в Шацком Духовном училище, в Тамбовской семинарии и в Московской Духовной академии. В 1830 году принял монашество и по окончании курса остался в Академии преподавателем по кафедре церковной истории и Священного Писания. В 1832 году был назначен инспектором Академии, в 1835-м стал ректором Академии. В 1841-м был поставлен епископом Рижским, в 1848-м - Харьковским, в 1859 году - архиепископом Черниговским. За свои многочисленные и важные научные труды Филарет был избран действительным или почетным членом многих духовных и светских ученых обществ и учреждений, в частности был почетным членом Императорской Академии наук.
Из его трудов наиболее важным для русской историографии была "История Русской Церкви", изданная сначала в пяти отдельных выпусках в Риге и в Москве в 1847-1848 годах и потом многократно переизданная; 6-е издание вышло в одном большом томе (СПб, 1895).
Филарет впервые разделяет церковную историю России на пять периодов:
1) от начала христианства в России до нашествия монголов (988-1237);
2) от нашествия монголов до разделения русской митрополии (1237-1410);
3) от разделения митрополии до учреждения Патриаршества (1410-1588);
4) период Патриаршества (1589-1720);
5) синодальное управление (1721-1826).
В конце каждого выпуска был алфавитный указатель замечательных лиц и предметов - весьма полезное нововведение, которое, к сожалению, не было в русских научных сочинениях общепринятым до самого конца XIX века.
Изложение в пределах каждого периода охватывает: распространение христианства; церковное учение и богослужение; церковное управление; жизнь христианского общества (включая монастыри и церковный раскол). Профессор А. В. Карташев замечает, что в "Истории" Филарета находится "масса сведений и мелких подробностей, отчасти из рукописных источников" (Очерки... Т. I. С. 24).
Весьма важным справочником для русской церковной истории является 2-томный труд архиепископа Филарета "Обзор русской духовной литературы", напечатанный сначала в "Ученых записках" Академии наук за 1856 год и отдельно - в Харькове в 1859 году; 3-е издание, с поправками и дополнениями автора, вышло (после его смерти) в Петербурге в 1884 году. Книга 1-я охватывает духовных авторов с 862 по 1720 год, книга 2-я - с 1720 по 1863 год. "Обзор" Филарета включает гораздо большее число авторов, чем "Словарь" Евгения; по моему подсчету, указатель к 1-й книге содержит 405 имен, ко 2-й книге - около 425. Автор указывает, что он должен был сделать не только значительные дополнения к "Словарю" Евгения, но и внести в него многочисленные поправки и уточнения, сократив в то же время излишние подробности личных биографий. Архиепископ Филарет включает в свой "Обзор" кроме собственно духовных писателей и тех светских авторов, которые писали на темы церковно-религиозные, как князь Курбский, Сперанский, Надеждин, Хомяков. В предисловии ко 2-му изданию 2-й книги (1863) Филарет говорит о соприкосновении духовной и светской литературы и замечает: "Христианство само по себе не чуждается ничего мирского; чуждается христианства грешный мир".
Назовем еще несколько исторических сочинений архиепископа Филарета: "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания их жизни" (в 4 частях. Чернигов, 1861-1865; 3-е изд.: СПб., 1881); "Жития святых, чтимых Православной Церковью" (в 12 книгах. Чернигов, 1861; 3-е изд. СПб., 1900); "Историко-статистическое описание Харьковской епархии" (в 5 частях. Москва - Харьков, 1849-1859); "Описание Черниговской епархии" (в 7 частях). Кроме того, архиепископу Филарету принадлежит много статей по церковной истории в духовных и светских журналах