Св. Иоанн Кронштадтский и его значение для Русской Православной Церкви

Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Отец Иоанн родился в 1829 г. в семье сельского причетника в Архангельской епархии. Свое образование он завершил в Петербургской Духовной Академии. В 1855 г. его рукоположили в сан пресвитера и назначили священником Свято-Андреевского собора в Кронштадте, где он служил беспрерывно более полувека, до своей кончины. Известен он стал не сразу, несмотря на то, что был выдающимся молитвенником и вел особенно аскетическую жизнь (будучи женатым, он сохранял строгое девство). Сначала он обратил на себя внимание особой организацией благотворительности. С 1882 года отец Иоанн развернул необычайно широкую благотворительную деятельность. Он устроил рабочий дом, детский приют, школу для бедных детей. Он заботился о том, чтобы все неимущие в Кронштадте были накормлены и чтобы им были созданы условия для жизни, а не только о формальной помощи им. Он организовал дом трудолюбия, ему удалось привлечь средства для этого. Вместе с тем любопытно, что просто лукавых попрошаек о. Иоанн не любил и говорил, что всем, кто может трудиться, мы поможем, а тех, кто трудиться не желает, мы попросим долой из Кронштадта. С небывалом успехом ему удавалось вести борьбу с пьянством, распространенным среди портовых рабочих и моряков Кронштадта. Он ежедневно совершал Божественную Литургию. Богослужения о. Иоанна в Андреевском соборе были явлением исключительным в церковной жизни. Его дерзновенная вера, чуждая и тени сомнений, подобная вере первых христиан, захватывала молящихся и многих перерождала духовно. За такими Богослужениями открывались необычайные проявления милости Божией.

Не могли укрыться от людей его другие благодатные дарования. Русский народ чтил его еще при жизни как чудотворца. По его молитвам совершались многочисленные чудеса исцелений и явления Божией помощи многим людям. Слухи об этих явлениях разносились по России, и к о. Иоанну стекалось все больше народа. Постепенно наплыв посетителей стал таким, что всех желающих исповедаться и причаститься он уже не мог принять, поэтому, не без смотрения Божьего, он стал устраивать общую исповедь. Он обладал особым даром прозорливости, и часто человек, прослушавший общую исповедь и не сказавший сам ни слова о. Иоанну шел к причастию, он его останавливал и не допускал к Чаше как человека, который подлинно не покаялся в своих грехах. Постепенно желающих получить помощь от о. Иоанна стало так много, что он сам стал выезжать в другие города России. Его почитатели построили для него специальный пароход. В таких разъездах совершалось много исцелений. Но бывали они и заочными: когда святому сообщали о чьих-то просьбах, он молился, и по его молитвам Бог даровал Свою благодать и милость. Вместе с тем, у него было очень много всяких неприятностей и искушений, как у всякого святого. Одно – безусловно бесовского характера: некоторые его почитатели, а особенно почитательницы были одержимы бесом и впали в страшную ересь, открыто заявляя о почитании о. Иоанна чуть ли не как Бога Отца, причем как он ни старался их обличать и даже анафематствовать, ничего не помогало. Часто о. Иоанна изображали неким черносотенцем, который проповедует враждебность к людям разных национальностей, объявляли его антисемитом и на этой почве разжигали неприязнь к нему. Это совершеннейшая ложь, потому что по его молитвам исцелялись не только православные, но и инославные христиане и даже нехристиане.

Великий молитвенник, замечательный проповедник, в устах которого глаголы вечной жизни звучали с такой покоряющей силой, что они преображали сердца людей, пастырь-благотворитель, отец Иоанн Кронштадтский был еще и глубоким богословом. Его книги «Моя жизнь во Христе» и «Христианская философия» принадлежат к самому великому и подлинному в русском богословском наследии XIX века. В своих творениях Кронштадтский пастырь не рассуждает о догматах, а свидетельствует их истину, опираясь на святоотеческий и на свой жизненный духовный опыт. Его дневник под названием «Моя жизнь во Христе» содержит не размышления о Боге и не мечтания о Нем, а свидетельство о подлинный встрече с Ним и свидетельство о тайне Церкви как едином Теле, которое живет в Святой Евхаристии. Евхаристия, по учению отца Иоанна, средоточие христианского бытия. Духовная жизнь и Таинства – вот единственный надежный путь к встрече со Христом. Для отца Иоанна Кронштадтского христианство было не отвлеченным учением, не системой нравственности, а новой жизнью, непохожей на жизнь ветхого человека, порабощенного грехом.

Прямые и наглядные явления святости со стороны старца Амвросия и святого праведного Иоанна Кронштадтского для тех людей, которые способны были задуматься над тем, что видели духовным взором способствовали обращению. Если творчество Достоевского и Соловьева располагало к вере, то окончательно утверждали возникшую в людях веру. Для большей же части русского народа жизнь о. Иоанна и его молитва были совершенно ясны и оказали глубочайшее влияние. В его дневниках Отец Иоанн неоднократно говорил о своих предчувствиях: в наказание за духовную слепоту, за увеличивающийся грех на Россию надвигается тяжелое духовное бедствие. Он предвидел то, что и совершилось в результате революции.

Билет 31. Церковная историография: митрополит Платон (Левшин), митрополит Евгений (Болховитинов), архиепископ Филарет (Гумилевский).

Первым русским историком считается митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин).(1737-1812). Он был сыном священника. Родился в селе Чашниково Московской губернии, после обучения в Коломенской семинарии окончил тогдашнюю московскую греко-славяно-латинскую академию, принял монашество. За годы обучения в академии основательно изучил греческий, латинский, французский. Когда Екатерина II при посещении Троицкой Лавры увидела молодого красивого иеромонаха, она спросила, почему он не женился, на что тот ответил, что из любви к просвещению принял монашество. После себя митрополит оставил мемуары. В них он писал, что знание истории приобрёл чтением исторических книг. В конце 18 века во всех духовных школах вводит обязательным предметом изучение истории. Тогда история изучалась в контексте латинского языка. Именно для этих целей митр. Платон решил написать учебник "Краткая Российская Церковная История", который издаёт в 1805 г. (в 2 томах)

По мнению Карташова в этом труде обнаружен талант молодого ума. Этот поистине ученый труд превзошёл исследования, писавшиеся после митрополита Платона. А в чём же научность? В том, что писатель критически подходил к источникам. Он первый поставил под сомнение предание о том, что ап. Андрей посещал днепровские кручи. Положительная сторона его труда – наличие причинно-следственных связей, негативная – отсутствие системности, основывался только на древних рукописях. Кроме этого труда Платону принадлежат и другие сочинения: "Список митрополитов до 1804 года", " Житие преп. Сергия".

Кроме того, митрополит был воспитателем сына Екатерины Павла.

Оппонентом митрополита Платона был Митрополит Киевский Евгений, до пострижения Евфимий Алексеевич Болховитинов (1767-1837). Родом из семьи священника Воронежской губернии; образование получил в Воронежской Духовной семинарии, потом в Московской Духовной академии и одновременно слушал лекции в Московском университете. По окончании курса возвратился в Воронеж, где был преподавателем в Духовной семинарии. В 1800 году переселился в Петербург, принял монашество, затем стал преподавателем и префектом Петербургской Духовной академии. В 1804 году был поставлен епископом Старорусским (викарием Новгородского архиепископа); с 1808 по 1822 год занимал последовательно епископские кафедры в Вологде, Калуге и Пскове; с 1822 года до конца жизни (1837) был митрополитом Киевским.

Монах и иерарх Евгений проявлял живой и постоянный интерес к церковной истории и археологии и к биографиям деятелей Русской Церкви и русской культуры вообще. Свою монашескую келлию он превратил в научную библиотеку книг и рукописей и в кабинет ученого. Занимаясь историей и археологией, Евгений собирал и изучал исторические и археологические материалы в монастырях и церквах епархий Новгородской, Псковской и Киевской, столь богатых памятниками древности. Он заботился о надлежащем хранении в монастырях древних рукописей и старых книг, о благоустройстве монастырских архивов и библиотек, о хранении ценных предметов церковной археологии. После этого началась его высокая карьера. Результаты своих изысканий печатал. Его называют "историком — кротом". Его перу принадлежит словарь писателей духовного чина, словарь светских писателей. Он своего рода коллекционер-собиратель.

В середине 19 века Евгений (Болховитинов) стал викарием Новгородской епархии, епископом Старорусским. Став епископом, он решил объехать, посетить все монастыри епархии; сообщил архимандриту одного монастыря, что он завтра пребудет в монастырь, " будьте готовы". Утром он едет в монастырь и видит движущийся ему на встречу возок наполненный хламом, покрытый рогожкой. Он спрашивает монаха: " Что везёшь?" Тот отвечает: " К нам едет архиерей: велели почистить конюшню". Епископ попросил показать содержимое повозки. Оказывается, монах вёз топить в реке старые книги, документы, архивы, антикварные книги, пергамент, пергаментные книги 16-17 веков и рукописи. Когда увидел это ученый, он стал белее полотна. Разгневавшись, велел вернуть обратно. Когда прибыл в монастырь, устроил головомойку настоятелю монастыря, потому что тот уничтожал историю! И вот в этом хламе он нашёл самый древний документ в истории Русской Церкви — документ начала 12 века.

Он написал множество трудов по церковной истории, археологии и библиографии; был членом Академии наук и многих ученых обществ. Назовем некоторые из его сочинений:
"Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чину" (СПб., 1818. Переизд. 1827, 1836, 1862).
Изданный М. П. Погодиным после смерти митрополита Евгения "Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России" (Т. I-II. М., 1845); алфавитный указатель содержит 470 фамилий авторов, и это не просто список писателей - наиболее важным из них посвящены довольно большие статьи: М. В. Ломоносову - 22 страницы; Г. Р. Державину - 11; В. Н. Татищеву - 13 страниц; основателю русского театра Ф. Г. Волкову - 14 страниц.
"Рассуждение, или Историческое исследование о соборах Российской Церкви" (СПб., 1808); "История княжества Псковского" (Киев, 1831); "Разговоры о древностях Великого Новгорода" (1818); "Описание Киево-Софийского собора и история киевской иерархии" (Киев, 1825); "Описание Киево-Печерской лавры" (Киев, 1826). К сожалению, в его трудах нет анализа, его называли регистратором событий.

Архиепископ Филарет (1805-1866), до пострижения в монашество - Димитрий Григорьевич Гумилевский, был сыном сельского священника в Шацком уезде Тамбовской губернии. Образование получил в Шацком Духовном училище, в Тамбовской семинарии и в Московской Духовной академии. В 1830 году принял монашество и по окончании курса остался в Академии преподавателем по кафедре церковной истории и Священного Писания. В 1832 году был назначен инспектором Академии, в 1835-м стал ректором Академии. В 1841-м был поставлен епископом Рижским, в 1848-м - Харьковским, в 1859 году - архиепископом Черниговским. За свои многочисленные и важные научные труды Филарет был избран действительным или почетным членом многих духовных и светских ученых обществ и учреждений, в частности был почетным членом Императорской Академии наук.
Из его трудов наиболее важным для русской историографии была "История Русской Церкви", изданная сначала в пяти отдельных выпусках в Риге и в Москве в 1847-1848 годах и потом многократно переизданная; 6-е издание вышло в одном большом томе (СПб, 1895).
Филарет впервые разделяет церковную историю России на пять периодов:
1) от начала христианства в России до нашествия монголов (988-1237);
2) от нашествия монголов до разделения русской митрополии (1237-1410);
3) от разделения митрополии до учреждения Патриаршества (1410-1588);
4) период Патриаршества (1589-1720);
5) синодальное управление (1721-1826).
В конце каждого выпуска был алфавитный указатель замечательных лиц и предметов - весьма полезное нововведение, которое, к сожалению, не было в русских научных сочинениях общепринятым до самого конца XIX века.
Изложение в пределах каждого периода охватывает: распространение христианства; церковное учение и богослужение; церковное управление; жизнь христианского общества (включая монастыри и церковный раскол). Профессор А. В. Карташев замечает, что в "Истории" Филарета находится "масса сведений и мелких подробностей, отчасти из рукописных источников" (Очерки... Т. I. С. 24).
Весьма важным справочником для русской церковной истории является 2-томный труд архиепископа Филарета "Обзор русской духовной литературы", напечатанный сначала в "Ученых записках" Академии наук за 1856 год и отдельно - в Харькове в 1859 году; 3-е издание, с поправками и дополнениями автора, вышло (после его смерти) в Петербурге в 1884 году. Книга 1-я охватывает духовных авторов с 862 по 1720 год, книга 2-я - с 1720 по 1863 год. "Обзор" Филарета включает гораздо большее число авторов, чем "Словарь" Евгения; по моему подсчету, указатель к 1-й книге содержит 405 имен, ко 2-й книге - около 425. Автор указывает, что он должен был сделать не только значительные дополнения к "Словарю" Евгения, но и внести в него многочисленные поправки и уточнения, сократив в то же время излишние подробности личных биографий. Архиепископ Филарет включает в свой "Обзор" кроме собственно духовных писателей и тех светских авторов, которые писали на темы церковно-религиозные, как князь Курбский, Сперанский, Надеждин, Хомяков. В предисловии ко 2-му изданию 2-й книги (1863) Филарет говорит о соприкосновении духовной и светской литературы и замечает: "Христианство само по себе не чуждается ничего мирского; чуждается христианства грешный мир".
Назовем еще несколько исторических сочинений архиепископа Филарета: "Русские святые, чтимые всею Церковью или местно: Опыт описания их жизни" (в 4 частях. Чернигов, 1861-1865; 3-е изд.: СПб., 1881); "Жития святых, чтимых Православной Церковью" (в 12 книгах. Чернигов, 1861; 3-е изд. СПб., 1900); "Историко-статистическое описание Харьковской епархии" (в 5 частях. Москва - Харьков, 1849-1859); "Описание Черниговской епархии" (в 7 частях). Кроме того, архиепископу Филарету принадлежит много статей по церковной истории в духовных и светских журналах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: