double arrow

Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия)

Мировоззрение: сущность, структура, функции.

Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, с помощью которых человек оценивает мир и своё место в мире. Это ядро самосознания личности.
Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. По своей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, которая необходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют 2 уровня мировоззрения:

1. рационально-теоретический

2. жизненно-практический

Если на жизненно-практическом уровне мировоззрение формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то на рационально-теоретическом оно складывается сознательно и целенаправленно.

Структура мировоззрения (по Кузнецовой):

· Познавательный компонент – знания (совокупность знаний – бытовых, обыденных, профессиональных и т.п.

· Эмоционально-волевой – личные взгляды и убеждения (убеждение – твердая уверенность человека в правоте и истинности)

· Ценностный – ценности, идеалы и нормы (ценность – свойство удовлетворять потребностям человека)

· Практический – действия (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах)

Функции мировоззрения:

· 1. Познавательная (мировоззрение формирует знания человека о мире);

· 2. Ценностная (мировоззрение определяет ценности человека);

· 3. Социальная (мировоззрение помогает человеку ориентироваться в обществе).

Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия).

Исторически первой формой мировоззрения была мифология. В первобытном обществе мифология - основной способ понимания и объяснения действительности, это -господствующее мировоззрение. Происхождение мира, Вселенной, человека, вопросы социального устройства, отношения между людьми и другие проблемы миропонимания – вот характерный круг вопросов, которые находят свое специфическое отражение в мифах.

Миф – особый вид мироощущения, образно-эмоциональное, синкретическое знание о мире и своём месте в этом мире.

Особенности мифа: антропоморфизм (подобный человеку) – перенесение человеческих переживаний, эмоций на окр.мир.; миф всё отождествляет- синкретизм (предмет и образ предмета, естественное и сверхъестественное; предмет – объективное, существующее вне зависимости от нашего сознания, образ предмета - то, как предмет субъективно существует в нашем сознании)

Положительные черты:

· миф выдаёт желаемое за действительное

· создает обнадёживающую картину мира, даёт надежду, учит преодолевать проблемы вместе

· функция мифа – социализация – миф передает человеку знания о нормах, правилах, традициях, ценностях и идеалах, с помощью которых человек вписывается в коллектив.

Недостатки:

· Человек в мифе познает себя, а не мир

· Миф не критичен, он отождествляет субъективное и объективное

· Миф обезличивает личность, требует, чтобы человек жил как все

· Миф – повествование, не требует разрешения вопросов, аргументации ответов, постановки проблемы

· В мифе воспроизводится статичная картина мира, которая требует полноты изложения, не терпит изменений. Миф построен по контрасту, существует бинарная позиция: «абсолютное добро» - «абсолютное зло»

Религия – форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой естественным (земным) силам придается статус сверхъестественных.

Особенности:

· Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.В религии отсутствует размышление человека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка. (Есть представление о должном и его следует придерживаться)

· Четко делит мир на естественный и сверхъестественный, возможность обратной связи- культ (обряды, ритуалы, с помощью которых существует обратная связь)

· Культ и вера – важнейшие атрибуты религии. Вера – способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чём-либо, не требующая доказательств

· Догматизм

· Основные функции – иллюзорно-компенсаторная, воспитательная, нормативная


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: