Дети в этом возрасте отзывчивы и впечатлительны, что позволяет формировать у них такие качества, как эмоциональное сопереживание, альтруизм. Эмоциональная сфера младшего школьника определяется: непосредственностью и откровенностью в выражении переживаний; большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений; склонностью к кратковременным и бурным аффектам. Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успех или неудачи в учёбе, оценки за учебную деятельность (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции и чувства, а так же других людей слабо осознаются и понимаются.
Волевая сфера: учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.
Новообразования младшего школьника:
словесно-логическое мышление, анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Появление учебных мотивов, мотивов достижения и успеха. Формируется адекватная самооценка. Центральное новообразование: произвольность всех психических процессов, чувство компетентности.
Произвольность — внутренняя, мотивированная, волевая регуляция своего поведения, внимания, подчинение цели деятельности. Сформированная произвольность психических процессов является одним из основных и важнейших показателей готовности ребенка к переходу в среднее звено так, как именно развитие произвольности обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих!
Период | Годы | Ведущая деятельность | Центральное новообразование | Социальная ситуация развития | Кризис |
Сделать опорную схему по младшему школьному возрасту:
Контроль знаний 1. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности. У мальчика преобладает ….....................................................внимание. Память …............................................., с трудом запоминает …............................................... материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не ….......................................................................................................... Мышление - …............................В учёбе в первую очередь привлекает …..................................................................................................... 2 Установить соответствие: Периода развития и ведущего вида деятельности.
1. Младенчество а. Учебная деятельность
2. Ранний возраст б. Эмоциональное общение со взрослыми
3. Дошкольный возраст в. Учебно-профессиональная деятельность
4. Младший школьный возраст г. Эмоциональное общение со сверстниками
5. Подростковый возраст д. Сюжетно-ролевая игра
6. Ранняя юность е. Предметная деятельность
3. Петя (8 лет) отстал в учебе от своих сверстников, плохие отметки он воспринимал как наказание, а не как адекватную оценку его работы. В последнее время Петя занимается в баскетбольной секции. Его спортивные результаты стали быстро расти. Изменится ли психическое состояние Пети в связи с занятием баскетболом?
4. Ваня, ученик 1 класса, придя домой, с радостью рассказывает маме, что было интересного в школе, что он узнал, понял, чему научился. О развитии какой мотивации у Вани можно говорить?
5. Нина, ученица 2 класса, считала своим долгом учиться лучше одноклассников, быть всегда первой. Работала она на пределе своих возможностей. Какая мотивация учения преобладает у Нины.
6. Витя, ученик 2 класса, говорит: «У меня эта задача не получается – я постараюсь, тогда получится». А Коля говорит: «Я получил «двойку» за диктант, я ни на что не годен» В чем различие самооценок Вити и Коли в их частных неудачах?
7. Какой вид мышления преобладает у мальчика?
Папа задал шестилетнему Юре задачу: «Коля старше Серёжи, а Серёжа старше Васи. Кто из мальчиков младше?» Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно решил задачу.8. Развитие видов мышления в онтогенезе
а. словесно-логическое
б. наглядно действенное
в. наглядно-образное
9. Во вторых классах школы проводился эксперимент. Ученики должны были дома изготовить коробочки. Причем изготовленные коробочки ученики группы «А» должны были отдать в руки учителя, группы «Б» — отдать старосте, Группы «В» — просто сложить в общий ящик.
В какой группе задание будет выполнено лучше, с чем это связано?
10. Перечислить социальные ситуации развития на каждом возрастном этапе развития.