double arrow

Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.)

Известны научные труды Анаксимандра («Карта земли», «Глобус»). Был известным математиком и не менее известным философом. Анаксимандр построил модель небесной сферы – глобус, начертил географическую карту, ввел «гномон» – солнечные часы. Философское сочинение Анаксимандра называется «О природе» (сер. 6 в. до н.э.).

Первоначало, субстанциювсего сущего Анаксимандр нашел в некоем апейроне. Он учил: «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон – это нечто беспредельное, безграничное, бесконечное. Это - неопределенная материя (апейрон) – вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных характеристик и количественно бесконечное. А пейрон является источником, из которого все возникает. Апейрон «всем управляет», поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».

Все древние авторы согласны были с тем, что апейрон Анасимандра материален, вещественен. Но трудно сказать, что это такое. Они видели в апейроне смесь природных стихий. Анаксимандр свое бесконечное начало, сделал неопределенным, безразличным ко всем стихиям. Анаксимандр считает, что если стихии превращаются друг в друга (а тогда думали, что земля, вода, воздух и огонь способны друг в друга превращаться), то это означает, что у них есть нечто общее, что само по себе не является ни огнем, ни воздухом, ни землей, ни водой. А это и есть апейрон, неопределенный внутренне.

Первоначало или апейрон Анаксимандр называет бесконечным и беспредельным «Все». Эта первичная сущность составляет Единое целое. Это единое целое, или «бесконечное» заключает в себе множество элементов, из которых состоят все наши предметы. И этим элементам надо только отделиться от первичной сущности, чтобы образовать новое явление природы. «Через отделение» – есть важный процесс. Творчество, созидание конкретной вещи, предмета, явления есть разложение бесконечного (апейрона). Так, например, первосубстанция (апейрон) превращается в различные земные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а те переходят друг в друга. Отчего, по мысли Анаксимандра, происходит это разложение (и в то же время созидание) чего-то нового?

- От вечного движения, которое есть условие бесконечного. Анаксимандр полагает, что апейрон находится в вечной активности, в вечном движении. Постоянно происходит отделение и сплочение известных не изменяющихся элементов. Таким образом, только части целого беспрестанно меняются, но целое остается неизменным. Еще одно свойство апейрона – вечность. Анаксимандр говорит, что он «не знает старости», это апейрон «бессмертен и неуничтожим».

Здесь присутствует наивная диалектика, представление о закономерности бытия, когда все в мире зарождается и движется по определенному порядку, то есть по законам времени. Все события в мире происходят в определенной борьбе теплого и холодного, примером чего, по мнению Анаксимандра, является смена времен года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: