double arrow

Ксенофан (ок. 570 г. до н.э. – прим. 478 г. до н.э.)

Ксенофан – основатель школы элеатов, был поэтом и философом и свой главный труд «О природе» написал в виде поэмы, используя в основном поэтические образы и метафоры. Его теоретические взгляды ценны с точки зрения постановки философских проблем. Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».

Ксенофан как философ-физик примыкает к ионийской традиции. Космологическое учение: некогда вся земля была покрыта морем. Но затем часть земли поднялась и стала сушей. То, что некогда было морским дном, стало горами. Поэтому земля – основа всего сущего, субстанция. Именно земля простирается своими корнями в бесконечность.

Вода – соучастница земли в производстве жизни. «Земля и вода есть все, что рождает и растит». Даже души состоят из земли и воды. Из воды возникают облака, из облаков – все небесные светила. Луна у Ксенофана – «свалявшееся облако».

С одной стороны, Ксенофан заканчивает ионийскую традицию протофилософии или физики. С другой стороны – его учение сверхфизично. У Ксенофана физическая и собственно философская картина мира начинают расходиться. Философия начинает выделяться из мировоззренческой физики. В ионической традиции субстанция (вода, воздух, апейрон) связывала мир в единство. В познании этого единства ионийцы видели сущность философии. Но это единство было погружено в природу.

Ксенофан понятие единства выделяет из природы и делает его философским. Аристотель писал о Ксенофане: «Подняв взоры к беспредельному небу, он объявил, что Единое есть Бог». Недвижимая, неизменная синева неба стала у Ксенофана Богом. Небо есть Бог. Но его заслуга, что он при рассмотрении мира в целом выделил его философский аспект. Правда, этот аспект оказался слитым с понятием Бога.

(Единое есть Бог есть Небо) = есть Бытие.

Ему казалось, что Земля постоянно устремлялась в виде водяных паров к этому небу, души людей возносились к нему. Оно – центр всякого бытия, оно – само бытие. Это – Единое, среди которого движется многое. Таким образом, Небо – есть Бытие.

Ксенофан ни в коем случае не понимал Единого Бога как личного Бога (христианство), существующего независимо от Вселенной. Он не мог представить себе Бога отдельно от мира, который мог быть только проявлением Бога; он не мог, признав Бога Едино сущим (т.е. существующим везде), допустить в то же время существование такого мира, который не был бы Богом.

Бог – это Единая сущность, единое Бытие во многих видах. Бог Ксенофана – это чистый ум. У него нет телесной силы. Его сила в мудрости. Его сила в мудрости. Ксенофан говорил, что «мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей». Поэтому философ более полезен для общества, чем какой-нибудь олимпийский чемпион. Бог неподвижен. Метаться по миру, как обычные боги, ему не приличествует. Божество недвижимо, «меняются лишь его проявления». Мысль Бога всемогуща. Она движет миром так же, как мысль человека движет его телом. Такой Бог один и един. Но чему подобно тело Бога? Об этом сказано у Аристотеля: единый Бог Ксенофана – это Небо в его целости.

Это мы узнаем из 6 строчек, которые сохранились из произведений Ксенофана и в которых он говорит о своем Боге.

(По описанию Диогена: «Эмпедокл как-то сказал Ксенофану о том, что трудно отыскать мудреца. Ксенофан ему ответил, что для того, чтобы отыскать мудреца, необходимо прежде всего самому быть весьма мудрым»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: