В результате изучения курса “Психология семьи” студент должен:
· знать: основные категории и понятия психологии семьи, принципы изучения семьи и преобразования семейных отношений, существующие в теории и практике различных подходов (психодинамического, бихевиорального, экспириентального, коммуникативного, трансгенерационного, когнитивного), иметь представление о методологических и прикладных трудностях ее изучения, возможностях оказания психологической помощи семье;
· уметь: комплексно диагностировать особенности семейных отношений как посредством стандартных методик, так и посредством наблюдения за взаимодействием членов семьи как целостной системы, ее коммуникацией;
· владеть: культурой системного мышления, навыкамивыявления источников трудностей семьи, способностью анализировать семейную ситуацию и выявлять паттерны ее здорового или дезадаптивного функционирования, первичными навыками консультирования семьи.
Структура и трудоемкость дисциплины
|
|
Семестр – 6. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
3. Тематический план
Таблица 1.
№ | Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Самостоятельная работа* | Итого часов по теме | Итого количество баллов | |||
Лекции* | Семинарские (практические) занятия* | Лабораторные занятия* | В том числе интерактивно | ||||||
Модуль 1. | 0-33 | ||||||||
1. | Введение в психологию семьи | 0-6 | |||||||
Семья и семейные отношения в историческом контексте | 1-2 | 0-6 | |||||||
Социальный контекст жизни семьи | 2-3 | 0-6 | |||||||
Функционально-ролевая структура семьи | 3-4 | 0-7 | |||||||
Динамика семейных отношений | 5-6 | 0-8 | |||||||
Модуль 2. | |||||||||
Супружеские отношения | 7-8 | 0-11 | |||||||
Детско-родительские и сиблинговые отношения | 9-10 | 0-12 | |||||||
Отношения в расширенной семье | 11-12 | 0-10 | |||||||
Модуль 3. | |||||||||
Психологическая помощь семье | 13-18 | 0-34 | |||||||
Всего | 0-100 | ||||||||
Итого (часов, баллов): | 0 – 100 |
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 2.
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Итого количество баллов | ||||||||||
коллоквиумы | доклад | ответ на семинаре | контрольная работа | тест | реферат | лабораторная работа и | отчет по лабораторной работе | ||||||
Модуль 1. | 0-33 | ||||||||||||
1.1. Введение в психологию семьи | 0-3 | 0-3 | |||||||||||
1.2. Семья и семейные отношения в историческом контексте | 0-4 | 0-4 | |||||||||||
1.3. Социальный контекст жизни семьи | 0-3 | 0-3 | 0-2 | 0-5 | |||||||||
1.4.Функционально-ролевая структура семьи | 0-2 | 0-4 | 0-3 | 0-9 | |||||||||
1.5. Динамика семейных отношений | 0-2 | 0-4 | 0-3 | 0-9 | |||||||||
Модуль 2. | 0-33 | ||||||||||||
2.1. Супружеские отношения | 0-3 | 0-2 | 0-6 | 0-5 | 0-16 | ||||||||
2.2. Детско-родительские и сиблинговые отношения | 0-3 | 0-2 | 0-4 | 0-3 |
| ||||||||
2.3. Отношения в расширенной семье | 0-3 | 0-2 | 0-5 | ||||||||||
Модуль 3. | 0-34 | ||||||||||||
3.1. Психологическая помощь семье | 0-3 | 0-3 | 0-4 | 0-12 | 0-12 | 0-34 | |||||||
Планирование самостоятельной работы студентов
|
|
Таблица 3.
№ | Модули и темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Кол-во баллов | ||
обязательные | дополнительные | ||||||
Модуль 1 | |||||||
1.1 | Введение в психологию семьи | Конспект первоисточников | 0-5 | ||||
1.2 | Семья и семейные отношения в историческом контексте | Конспект первоисточников | Подготовка рефератов и докладов | 1-2 | 0-6 | ||
1.3 | Социальный контекст жизни семьи | Конспект первоисточников | Подбор видеоматериалов для иллюстрации влияния социального контекста на жизнь семьи | 2-3 | 0-6 | ||
1.4. | Функционально-ролевая структура семьи | Сравнительный анализ представлений в разных подходах | Диагностика функционально-ролевой структуры семьи | 3-4 | 0-8 | ||
1.5 | Динамика семейных отношений | Анализ текстов, описывающих динамику семейных отношений | Диагностика проблем семьи на разных этапах жизненного цикла | 5-6 | 0-8 | ||
Всего по модулю 1: | 0-33 | ||||||
Модуль 2 | |||||||
2.1 | Супружеские отношения | Чтение и конспектирование первоисточников. Диагностическое обследование супружеских отношений | Анализ супружеских отношений в художественных, психотерапевтических, биографических текстах. Диагностическое обследование супружеских отношений | 7-8 | 0-12 | ||
2.2 | Детско-родительские и сиблинговые отношения | Чтение и конспектирование первоисточников Диагностическое обследование детско-родительских отношений | Подготовка докладов, анализ детско-родительских и сиблинговых отношений в художественных, психотерапевтических, биографических текстах | 9-10 | 0-12 | ||
2.3 | Отношения в расширенной семье | Чтение. и конспектирование первоисточников. Диагностическое обследование отношений в расширенной семье | Анализ отношений в расширенной семье в художественных, психотерапевтических, биографических текстах. Написание отчета-заключения о системе функционирования обследованной семьи | 11-12 | 0-9 | ||
Всего по модулю 2: | 0-33 | ||||||
Модуль 3 | |||||||
3.1 | Психологическая помощь семье | Чтение. и конспектирование первоисточников. | Сравнительный анализ представлений о психологической помощи семье в разных подходах | 13-18 | 0-34 | ||
Всего по модулю 3: | 0-34 | ||||||
ИТОГО: | 0-100 | ||||||