Глобальные проблемы и будущее человечества

Римский клуб – международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем. РК возник в 1970-е гг. Круг задач этой организации: помочь человечеству осознать значимость и сложность глобальных проблем, способствовать установлению новых международных отношений, которые необходимы для предотвращения глобальной катастрофы.

«Б иполярный мир» - термин, обозначающий противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма. Данный термин обозначает двухполюсную структуру мировых политических сил. Так, после Второй мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических – СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями, обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более «рыхлое» биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое и силовое противостояние США – СССР.

Модернизация – это совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа. Проблемой социальной модернизации, типологией общественного устройства занимались Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и многое другие мыслители.

Глобалистика – совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления.

Глобализация несет в себе много положительных начал, в первую очередь она содействует более быстрому экономическому росту. Но вместе с тем можно отметить и негативные последствия глобализации.

· Экологические проблемы – глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата,

· Природно-социальные проблемы – проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

· истощаются природные ресурсы.

· Интерсоциальные проблемы – проблемы, связанные с миром и разоружением, предотвращением термоядерной войны, мирового социального и экономического развития. Интерсоциальные проблемы связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества (государствами).

ü Растет разрыв между бедными и богатыми странами. К противоречивости глобального процесса относится усиление дифференциации в развитии стран «Севера» и «Юга» Огромное число людей страдает от голода и болезней, не имеет возможности получить образование.

ü С периодичностью происходят финансовые кризисы.

ü Налицо глобализация преступности и терроризма.

ü Демографическая проблемарезкая градация в росте населения в разных странах Ситуация обостряется в связи с продолжающимся в мире ростом численности населения и усилением миграционных процессов. Наблюдаются противоположные процессы: быстрый рост, равновесие, абсолютное падение. Три группы стран. 1-ая группа состоит примерно из 60 стран, выключает в себя расположенные южнее Сахары африканские государства, а также Ирак, Сирию, Малайзию. Для них характерна общая судьба – удвоение населения. 2-ая группа включает примерно 90 государств, которые не сумеют перешагнуть порог удвоения населения – «демографические гиганты», такие как Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Мексика. К этой же группе относятся США, Великобритания и Франция. У этой группы стран больше возможностей справиться с последствиями демографического дисбаланса. 3-ей группе грозит стремительное сокращение населения. (Германия, Италия, Россия, Япония, многие страны Центральной и Восточной Европы).

Неомарксисты видят в современной глобализации завершающуюстадиюкапитализма, форму сверхимпериализма, порождающего все большую поляризацию мира и ведущего его к новому переделу. Именно основатели марксизма К. Маркс и Ф. Энгельс набросали контуры той самой глобализации, которую сегодня переживает человечество, и они же, по сути, были первыми антиглобалистами, если понимать глобализацию как «всемирную капитализацию».

Центральным понятием философии В. И. Вернадского является ноосфера – сфера разума.

Признаки ноосферы: 1) расселение человечества по всей поверхности Земли и физическое уничтожение видов, «конкурирующих с человеком»; 2) радикальное усовершенствование средств связи и создания единой информационной системы и единой системы контроля над людьми, 3) создание и разработка новых источников энергии (атомной, геотермической, «лунной»..), 4) «подъём благосостояния трудящихся» и «победа демократии», 5) установление «равенства всех людей», причём не только равенства перед законом, но и других его форм, 6) учреждение единого планетарного марксистско-ленинского государства, 7) вовлечение «широких народных масс» в занятие наукой, 8) превращение человечества в «геологическую силу».

Коэволюция - концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе.Ее авторы (Н. Н. Моисеев и др.) считают, что только так можно предложить не только оптимальное решение современных глобальных проблем, стоящих перед человечеством, но и обеспечить его выживание в будущем.

6. ФУТУРОЛОГИЯ

Футурология – учение о будущем применительно к историческому и социальному времени. Представители и их учения.

А)Раймон Арон, фр. социолог (1905-1983) – в 1950-1960-х гг. разработал теорию единого индустриального общества. Суть: в ходе индустриализации стран образуется единое индустриальное общество, ликвидируется ведущая роль собственности, экономическая власть переходит к крупным корпорациям, с помощью государства ликвидируются полюса богатства и нищеты. Госу-

дарство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.

Б) Уолт Уитмен Ростоу (1916-2003) амер. экономист и социолог является автором концепции «стадий экономического роста» в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960). Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии — технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т. д.

Ростоу выделил в истории пять стадий, каждая из которых характеризуется определенным уровнем технологического развития:
1) «традиционное общество» – это аграрное общество с примитивными формами с/х-го производства; сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников;
2) «переходное общество», характеризующееся ростом производительности с/х труда, зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
3) период «сдвига», или промышленной революции;
4) стадия «зрелости» – индустриальное общество, признаками которого являются бурное развитие промышленности, широкое использование достижений науки и техники; рост городов
5) эра «высокого массового потребления», когда основными становятся сфера услуг и производство товаров массового потребления.

В своей более поздней работе «Политика и стадии роста» (1971г.) У. Ростоу добавляет шестую стадию – поиска качества жизни, когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Теория «стадий роста» послужила отправным пунктом для последующих теорий постиндустриального общества.

В более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую — стадию «поиска качества жизни», когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Теория стадий эконом. роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

В) Дэниел Белл– амер. политолог, социолог, экономист, автор концепции постиндустриализма (постиндустриального общества). В работе «Грядущее постинжустриальное общество» (1973) истории человечества Белл выделил три основные эпохи: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

Доиндустриальное общество базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве.

Индустриальное общество имеет производящий характер, оно использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров.

Постиндустриальное общество является обрабатывающим, для него характерен обмен информацией и знаниями при помощи телекоммуникации и компьютеров. Белл подчеркивает всевозрастающую роль техники в общественном развитии, считает, что в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты технических наук, пишет о возникновении нового класса (технических специалистов), представители которого на политическом уровне выступят в роли технократов, рассматривает научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития. Постиндустриальное общество он представляет как общество, где организация теоретических знаний является первостепенной.

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. (ВИКИПЕДИЯ)

Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием «информационное общество». Большую роль в утверждении и популяризации концепции «и.о.» сыграла работа японского исследователя Йошиты Масуды «Инф. общество как постиндустриальное общество», а также труды западных футурологов Э. Тоффлера, Дж. Нейсбита и др. Суть концепции «информационного общества» сводится к тому, что к традиционному для теорий постиндустриализма делению экономики на первичный, вторичный и третичный сектора был добавлен еще один – информационный сектор, который и является системообразующим для информ. общества.

Г) Элвин Тоффлер(р. 1928)– амер. футуролог, социолог. Автор книги «Третья волна» (1980). Тоффлер говорил о трех волнах челов. цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) постиндустриальная. Особенностью аграрного общества является с/х производство. Особенностью индустриального общества является механизация производства.По мнению Тоффлера, грядущее постиндустриальному обществу будут свойственны децентрализация, равные взаимосвязанные «субэкономические» хозяйства,

а основной его социальной единицей станет «электронный коттедж», то есть каждая семья в сельской местности иди городе получит одинаковый доступ ко всем новым услугам и удобствам века информации. Концепция «электр. коттеджа» связана с перемещением рабочих мест непосредственно в дома, что распутывает клубок проблем современного общества. В обществе «электронных коттеджей» изменяется характер труда, люди возвращаются к натуральному хозяйству, но на более высокой, электронной основе. С идеей «электр. коттеджа» Э. Тоффлер связывает надежды на изменение всего технического базиса американского общества, считая, что существует возможность превращения наемных рабочих в независимых предпринимателей, владеющих средствами производства (в данном случае, электронным оборудованием).

В) Льюис Мамфорд (1895-1990)рассматривал иерархические цивилизации как социотехнические системы — мегамашины, в которых люди сведены к стандартизированным и взаимозаменяемым компонентам. Мегамашина –строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности. Отсюда техника перестает быть простым инструментом, но сама становится активным субъектом реальности,

трансформирующим человека по своему образу и подобию.

Г) Сэмюэл Хантингтон– известный амер. социолог и политолог, автор «Столкновения цивилизаций». Концепция «СЦ» описывает динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Хантингтон высказал мнение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским и западным мирами, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена Холодной войны.

При всей важности техн. прогресса, достижений экономики в постиндустриальном обществе, главное, что, по мнению исследователей, определяет сегодня характер его развития, — это духовный потенциал человека, его знания, способности, ценности, приоритеты. Именно это становится центральным ресурсом 21века.

Тесты по теме: Глобальные проблемы и будущее человечества
1. Автором концепции «единого индустриального общества» является … Р. Арон К. Маркс А. Тоффлер А. Тойнби

2. Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как _____________ проблемы. Интерсоциальные природно-социальные антропо-социальные надуманные

3. Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «человек – техника» «электронного коттеджа» «столкновения цивилизаций» «осевого времени»
4. Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл К. Ясперс У. Томас М. Вебер

5. Постиндустриальное общество в контексте «информационной революции» характеризуется понятием … «информационное общество» «социальная динамика» «идеальный тип общества» «всемирно-исторический дух»
6. Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется …
глобалистикой моделированием коэволюцией модернизацией

7. С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … структурой мегамашиной макромиром системой

8. Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл О. Шпенглер Ж.-П. Сартр Г. Гегель

9. К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира исчезновения отдельных видов животных возникновения пандемий сокращения населения в развитых странах

10. Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических политических социальных проблем терроризма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: