Краткая история социально-философских воззрений

РАЗДЕЛ 7. Социальная философия

План:

Предмет социальной философии

Краткая история социально-философских и историко-философских воззрений

Структура общества

Культура, цивилизация, формация

Глобальные проблемы современности

Футурология. Будущее человечества

Социальная философия изучает наиболее общие законы и ценности общественного бытия. Предметом социальной философии является теория общественного развития, всеобщие социальные связи и отношения, специфика социального познания. Одной из важнейших задач соц. философии является исследование детерминанты социальных процессов.

Социология – область знания о системнойорганизации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни

?1: Чем отличается социальная философия от социологии?

Огюст Конт (1798-1857) – французский философ, родоначальник социологии и позитивизма – учения, признающего значение только научных знаний. Конт пытался построить социальную науку по образцу наук о природе, как «социальную физику» и открыть основной закон общественного развития. Конт сформулировал закон «трех стадий»: общество постепенно проходит стадии: религиозную, метафизическую, положительную. Первые две стадии – младенческая и юношеская. Взрослая стадия – положительная, позитивная – стадия господства науки.

Социобиология – наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии. Она возникла на базе этологии (наука о поведении животных) и экологии социального поведения животных, где после создания основ синтетической теории эволюции впервые возник вопрос о генетической детерминированности животных и человека.

?2,3,4: Что такое позитивизм? Сформулируйте закон трех стадий. На стыке каких наук развивается социобиология?

Краткая история социально-философских воззрений

Гесиод – древнегреческий мыслитель – предложил идею регресса исторического развития. Гесиод сформулировал схему нисходящего разви

тия общества «от золотого века, через серебряный, медный до железного века».

· Аристотель выдвинул концепцию естественного возникновения государства (потому что люди существа по природе политические, обладают разумом и речью и могут вести общение относительно определения блага и справедливости).

· Сторонники теологического подхода движущей силой общественного развития видят божественное провидение.

· Утопия – изображение идеального общественного строя, как уже существовавшей или существующей где-то страны. Термин «утопия» ведет свое происхождение от названия произведения Т. Мора. Традиционные описания совершенного общественного строя восходят к античным легендам о «золотом веке», далее нашли воплощение в трудах Т. Кампанеллы «Город Солнца», Ф. Бэкона «Новая Атлантида» и т.д. Основными характеристиками социального утопизма являются проективность, априоризм, антиисторизм, максимализм.

· Н. Макиавелли – итальянский мыслитель, политик, историк, автор произведения «Государь». Основным тезисом произведения является утверждение, что в управлении государством приемлема любая политика, даже вероломная, если она служит упрочению государства. В зависимости от обстоятельств государь должен держать и проявлять себя по-разному – именно в этом будет заключаться его особенная доблесть, заставляющая его сочетать противоположные природы («человека и зверя») и качества характера («льва и лисы»). В историю Макиавелли вошел как творец учения – в политике цель оправдывает средства (реальная политика).

· Томас Гоббс развил теорию общественногодоговора происхождения государства.

· Иммануил Кант является выдающмся теоретиком гражданского общества

· Томас Мальтус (1766-1834) – английский экономист, теоретик народонаселения отстаивал приоритетность демографического фактора в общественном развитии. Он полагал, что демографический показатель несет как позитивные, так и негативные изменения. Так, рост численности народонаселения до определенного момента является фактором прогрессивного развития, но, возросший в геометрической прогрессии уровень численности народонаселения, становится тормозом и угрозой развития общества, выливаясь в революции, войны, эпидемии.

· Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития абсолютной идеи. Георг Гегель ввел в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух»

В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.

Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.

Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.

Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусский мир.

· Сущность материалистического понимания истории К. Маркса заключается в том, что он видит в экономике фундамент общества, основными отношениями в обществе являются производственные отношения. Марксистский подход: общественное бытие определяет общественное сознание. Докоммунистические общества делятся на классы.

· Подход Гегеля и Маркса считается этатистским, и историцистским.

· Этатизм – идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества.

· Историцизм – термин, означающий различные исторические теории, определенные «философией истории».

· Против историцизма Маркса и Гегеля выступил Карл Поппер (1902-1994). Поппер отрицает естественный прогресс общества и объективные законы общественного развития. Общества сами собой не прогрессируют. Для социального развития нужно развивать свободу критики.

· В ХХ в. с возникновением тоталитарных режимов была остро поставлена проблема массы. Масса – это человек, это такой как все, и очень доволен, что такой как все. Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955).

«Массовое общество» - понятие, характеризующее черты современного безличностного общества. Концепцию «МО» разделяли мыслители ХХ в., такие как О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев, К. Манхейм, Х. Аренд, Т. Парсонс, Д. Белл, Р. Виленский и др. Бездуховность – серьезная болезнь, которая поражала и продолжает поражать многие общества. Главным виновником всегда выступает идеология. Если определенным политическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении все равно чего – кино, развлечений, еды или одежды, то такая идеология будет создана профессиональными идеологами (Миронов В.В.)

Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) видел смыслом исторического развития общества соединение душ людей в космическом Христе

Карл Ясперс (1883-1969) автор произведения «Смысл и назначение истории» ввел в научный оборот понятие «осевое время». Это время примерно 6 в. до н.э., когда в разных странах одновременно возникли глубокие философские и религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, античные философские учения. Мир как бы приблизился к оси бытия, и поэтому истина бытия открылась многим.

Дениэл Белл (1919-2011) рассматривал научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития

Френсис Фукуяма (род. 1952) предложил идею «конца истории» в современном глобальном мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: