Российская историко-философская мысль

Петр Лавров (1823-1900) - автор книги «Исторические письма».В книге Лавров обосновывал примат прогрессивного нравственного идеала как фактора общественно-исторической эволюции. Книга обращена к молодежи с целью привлечения ее к сознательному участию в общественной жизни, она стала «библией народничества» (H. A. Бердяев), вызвав феномен «хождения в народ».

Георгий Плеханов (1856-1918) – философ, политический деятель, социолог, историк, теоретик марксизма, автор произведения «К вопросу о роли личности в истории». Сила передовых выдающихся личностей состоит в том, что они выражают и отстаивают интересы народа, побуждают в нем героическое самосознание. Личность тесно связана с классом, народными массами, и, только выражая их подлинные интересы, она может занять соответствующее место в истории, оказывая влияние на исторический процесс.

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам».

Николай Бердяев (1874-1948) – один из самых значительных русских философов, автор произведения «Судьба России».

«Подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России, можно, сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость ... Противоречие русского бытия всегда находили себе отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие».

«Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайним левым, и нашим крайним правым».

«Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве». И с другой стороны: «Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики. Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю.

По мнению Бердяева, Россия – это огромный «Востоко-Запад», где встречаются различные культурно-исторические потоки. Россия – это специфическая страна, основополагающей чертой которой является высокая духовность. Бердяев считал, что Россия призвана сыграть особую роль в деле спасения человечества.

Питирим Сорокин (1889-1968) разработал стратификационный подход к анализу общества. Страт. подход предполагает деление общества на страты. Страты – большие группы людей, объединенные общими признаками: профессиональным уровнем, возрастными, половыми, этносоциальными характеристиками.

Социальная стратификация, по мнению П. А. Сорокина, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге, то есть деление общества на определенные социальные слои, напр-р бедные и богатые.

Социальная дифференциация (различие) люди могут принадлежать или не принадлежать к одной и той же страте (слою), например, по признаку национальной принадлежности.

По мнению Сорокина, в обществе существует социальная мобильность, которая предполагает изменение социального статуса человека. В роли социального лифта могут выступать институт брака, политики, образования, наследования и др. – они упорядочивают систему социальной стратификации.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую.

Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Например, накануне вступления в брак невеста приняла католичество.

Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального плата в другой.

П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем например, повышение в должности) и нисходящую (социальный спуск - понижение в должности или вообще стать безработным).

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации:

1) рабство – возникло еще в древности, основано на прямом насилии, а социальные группы выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав;

2) кастовый строй – характерно подразделение на касты; кастой называют такую социальную страту, членство в которой передается человеку только по рождению, переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен;

3) сословный строй, где основными стратами являются сословия – группы людей, обладающих закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. Обычно в обществе существуют сословия привилегированные и непривилегированные;

4) классовая система, при этом классами, с точки зрения В. И. Ленина, являются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства и по их роли в общественной организации труда. В настоящее время классами называют социальные слои, различающиеся по экономическим или политическим признакам. На протяжении своей жизни люди могут переходить из одной страты в другую.

Социальная мобильность зависит от типа общества: В «закрытых» обществах социальная мобильность мала или совсем отсутствует, в «открытом» обществе – высокий уровень социальной мобильности. Термин «условно закрытое общество» применяют к сословному обществу, в котором переход из одного сословия в другое при сословном строе в принципе допускался, но был очень затруднен.

Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса.
Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор.

Мир-системный подход к периодизации истории. Автор – Иммануил Валлерстайн (род.1930) – американский социолог Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связана с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен н а центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: