Понятие и классификация социальных групп

Понятие «социальная группа» в социологии имеет несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом, все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей.

Социальная группа – совокупность людей, которые имеют общие взгляды и связаны друг с другом в относительно устойчивых моделях социального взаимодействия.

Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы: взаимодействие, членство и идентичность. Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Социальные группы характеризуются большой устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.

Виды социальных групп.

Социальные группы могут классифицироваться по различным основаниям.

1. По численности:

малые – от двух до нескольких десятков человек (оптимально 5-7 человек); социальные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (семья, бригада, студенческая группа и др.);

большие – связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер (классовые, национальные, территориальные и другие общности).

2. По характеру социальных связей и отношений:

первичные – небольшие группы людей, вступающих в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности (семья, группа друзей, спортивная команда);

вторичные – обычно большие социальные группы, в основе которых лежит безличностное взаимодействие людей для достижения конкретных целей. В таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики уходят на второй план, а на первый выдвигается способность осуществлять определенные функции (трудовой коллектив, политическая партия и др.).

3. По способу и характеру организации:

формальные – правила их организации и поведения членов группы четко устанавливаются и регламентируются официальным образом социальными институтами. Для них характерны разделение функций, безличность и договорность отношений (семья, производственная бригада, студенческая группа и др.);

неформальные – не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих индивидов, так называемые «группы по интересам». Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер и опирается на традиции, уважение и авторитет (группа друзей, соседей, общества защиты природы, любителей джазовой музыки и др.).

4. По принадлежности индивида к группе:

ингруппы – человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «мой класс», «моя профессиональная группа»);

аутгруппы – те, к которым человек не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.

Особо следует сказать о понятии «референтная группа». Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той или иной личности. Выбор референтной группы играет важную роль в процессе социализации. Например, ребенок ведет себя как герои кинобоевиков, а не так, как учат родители и школа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: