Общество - система, так как это совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Это система социальная, т.е. связанная с жизнедеятельностью людей и их взаимоотношениями. Общество имеет внутреннюю форму организации, т.е. свою структуру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев. Под структурой общества понимается его внутреннее устройство.
По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни). По субъекту общественных отношений в структуре общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей членов в обществе выделяются социальные общности, социальные группы, социальные институты и социальные организации. Они являются важнейшими элементами социальной структуры общества, так как выступают в качестве форм социального взаимодействия и представляют собой такие объединения людей, которые направлены на удовлетворение их потребностей в осуществлении совместных, скоординированных действий.
|
|
Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностей и интересов.
Социальные общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития на разной объективной основе. Одни общности порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа); другие вырастают на этнической основе (народности, нации); третьи за основу берут демографические факторы (пол, возраст) и т.д.
Виды социальных общностей.
1. Статистические (номинальные или социальные категории) – создаются для целей статистического анализа.
2. Реальные – выделяются по реально существующим признакам.
Примером этих двух видов социальных общностей служат жители города: статистической эта общность будет с точки зрения прописки; как реальную ее следует рассматривать в том случае, если входящие в нее индивиды используют городские условия жизни.
3. Массовые (то есть социальные агрегаты) – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы. К ним относят публику и толпу.
|
|
Публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом на основе сходства мнений (Габриэль де Тард). По мнению Г. Тарда, публика – продукт нового времени, зародилась в светских салонах и клубах XVIII века, а подлинный расцвет начался с появлением газет (позже – радио и телевидения). Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.
Толпа – это любое кратковременное скопление людей, собравшихся в одном месте в силу общего интереса. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, отсутствует предшествующий опыт взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Отличительные качества толпы – анонимность, внушаемость, подражание, психическое заражение, физическое соприкосновение вплоть до скученности и давки.
Различают четыре основных типа толпы:
• случайная – скопление людей, каждый из которых преследует сиюминутные цели (очередь в магазине или на автобусной остановке, пассажиры в одном поезде, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие и др.);
• конвенциональная – состоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время с заранее поставленной целью и согласных соблюдать определенные правила поведения (зрители театрального спектакля, участники религиозного спектакля, болельщики на футболе и др.);
• экспрессивная – люди собираются вместе, чтобы выразить свои чувства, эмоции и интересы (танцплощадки, молодежные дискотеки, рок-фестивали, праздничные гуляния и др.);
• активная – это любой из рассмотренных типов толпы, проявляющей себя в действии (футбольные фанаты, устраивающие погром после матча и др.).
4. Групповые – то же самое, что социальные группы. Из этого пункта ясно, что социальная группа может рассматриваться как разновидность социальной общности. Необходимо отметить, что некоторые исследователи, наоборот, рассматривают социальную общность как разновидность социальной группы.