Социализация личности. Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. Агенты социализации – люди и учреждения, ответственные за процесс усвоения социальных норм и ролей, влияющие на процесс социализации. Агенты первичной социализации – родители, родственники, друзья, учителя. Агенты вторичной социализации – администрация школы, университета, армия, церковь, СМИ и т. п. В ходе социализации реализуются следующие цели:

· взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

· сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам - это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста) – ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации (подростковый и юношеский возраст) – появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения характеризуется как промежуточная социализация, т. к. характер и мировоззрение подростка неустойчивы. Юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции – появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

• сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

• изменение себя, «стать как все»;

• конформизм, внешнее соглашательство.

4. Трудовая стадия (весь период зрелости человека) – охватывает период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст) – происходит воспроизводство социального опыта и процесс передачи его новым поколениям.

Процесс социализации происходит на протяжении всей жизни человека. Каждый раз, переходя на новую ступень, вступая в новый жизненный цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа, получил в социологии название десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация – процесс принятия новых ценностей, норм, ролей и правил поведения взамен старых.

Жизненный путь личности - это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: