Сущность, значение и виды себестоимости продукции

Сумма затрат по производству и реализации продукции, выраженных в денежной форме, образует финансово-экономический показатель организации, который называется себестоимостью продукции. Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью продукции. Себестоимость – часть этой стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных ресурсов.

Функции себестоимости состоят в следующем:

- себестоимость является основой простого воспроизводства, формой возмещения потребляемых средств производства и заработной платы;

- себестоимость выступает денежной формой учета затрат. Учет и анализ себестоимости позволяют выбирать наиболее рациональные способы производства;

- она является основой ценообразования, закладывается в цену при ее формировании. Снижение себестоимости позволяет снижать цену и делать продукцию более конкурентоспособной, либо позволяет с каждой единицы продукции получить больше прибыли.

Различают следующие виды себестоимости.

Цеховая себестоимость продукции – это сумма затрат в стоимостном выражении, связанных с производством продукции непосредственно в производственных подразделениях, а также с обслуживанием и управлением в этих подразделениях – участках, цехах.

Производственная себестоимость продукции – это сумма цеховой себестоимости и затрат, связанных с обслуживанием и управлением всей организации.

Полная себестоимость продукции – это сумма затрат в стоимостном выражении на производство и реализацию продукции; она складывается из производственной себестоимости и коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции.

Общую сумму расходов на производство и реализацию продукции принято называть общей себестоимостью продукции (работ, услуг). Помимо общей себестоимости для экономических расчетов, анализа, обоснования тарифов важно знать себестоимость каждой отдельной услуги, единицы продукции. Однако в организациях связи определить себестоимость каждой услуги трудно, так как одновременно потребителям оказываются различные услуги, и разделить расходы между ними во многих случаях не представляется возможным. Среднеотраслевая себестоимость каждой услуги определяется на уровне министерства связи и включается в отраслевые тарифы на услуги связи.

В организациях связи в целях экономических расчетов и анализа определяется укрупненный средний показатель - себестоимость единицы реализованной продукции. За единицу реализованной продукции приняты сто рублей выручки, полученной от реализации работ, услуг, товаров. Экономический смысл показателя: сколько рублей текущих затрат потребовалось осуществить для получения ста рублей выручки. Себестоимость единицы продукции на предприятиях связи определяется по формуле

З

С = --------* 100,

В

где С - себестоимость единицы продукции (ста рублей выручки), руб.;

З – затраты на производство и реализацию продукции, руб;

В – выручка от реализации продукции, руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: