Производство любого вида продукции, работ, услуг требует определенных трудовых и материальных ресурсов.
Затраты в стоимостном измерении на приобретение и использование ресурсов производства называются издержками производства.
Величина издержек зависит от цен на приобретаемые ресурсы. Цель организации – при одном и том же объеме продукции применять наименьшее количество вводимых ресурсов производства, обеспечить минимальные затраты и получить максимально возможную прибыль.
Кроме затрат, связанных с производством продукции, организация несет расходы по ее сбыту и продвижению на рынке. К ним относят расходы по транспортировке изделий потребителям, на проведение маркетинговых исследований, организацию рекламы и др. Эти затраты в стоимостном измерении называются издержками реализации продукции, или коммерческими расходами.
Кроме этого, организация платит налоги, сборы, производит отчисления в различные целевые фонды, которые в соответствии с Законодательством РБ также относятся на издержки организации.
В экономической теории различают:
- бухгалтерские или явные издержки;
- неявные издержки;
- экономические издержки.
Особенно важно такое различие для собственника, который решает, куда вкладывать свой капитал, какой вариант принесет ему наибольшую выгоду.
Бухгалтерские издержки включают в себя только явные издержки, т.е. затраты на приобретаемые и используемые ресурсы. Эти затраты отражаются в соответствии с бухгалтерским учетом организации.
Неявные издержки – это альтернативная стоимость труда собственника и других не покупных ресурсов – земли, капитала, которые использует собственник в своей деятельности.