Славянофильство и западничество. Просветительская мысль России первой половины XIX века

Просветительская мысль России первой половины XIX века. Роль П.Я. Чаадаева в становлении русской общественной и философской мысли середины XIX в. Чаадаев о проблемах онтологии и гносеологии, религиозном мистицизме, этике, историософии, путях развития России в «Философических письмах» и «Апологии сумасшедшего».

Социально философские идеи славянофильства. Философско-богословские воззрения А.С. Хомякова: критика рационализма, примирение науки и религии, учение о «соборности». Разработка И.В. Киреевским проекта новой философии», его представление о целостности человека. К.С. Аксаков о западном и восточном типах мышления, об особом историческом пути России и отечественной культуры.

Истоки и смысл западничества в России и его философские ориентации. Кружок Н.В. Станкевича, его «русский гегелизм».

Формирование материализма в русской философии. А.И. Герцен: идея союза философии и естествознания, обоснование и развитие философского материализма, теория познания и учение об истине, проблема философского метода и анализ исторического процесса, темы революции, государства, общественного прогресса, концепция «русского социализма».

Н.Г. Чернышевский: материалистическое обоснование антропологического принципа в философии, разработка гносеологических проблем, социально-этический смысл учения о «разумном эгоизме», теоретический анализ проблем социальной революции, социализма, демократии.

Философские идеи в творчестве русских писателей. Мировоззрение Ф.М. Достоевского: идейная эволюция от социалистических воззрений к христианской этике, проблема веры и неверия. Моральная интерпретация христианства Л.Н. Толстым в контексте проблемы смысла жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: