Гуманистическая школа: Жизнь такова, какой Ты сам ее делаешь

Гуманистическая школа психологии сформировалась в середине XX века как противовес господствующим школам — бихевио­ризму и психоанализу. Она создана людьми, считавшими, что бихевиоризм слишком механистичен, а психоанализ в большей степени зависит от биологического редукционизма и детерми­низма. Судьбоносными стали 1957 и 1958 годы, когда Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас провели в Детройте две встречи с уча­стием многих психологов, где обсудили создание профессио­нальной ассоциации, разрабатывающей новый подход к психо­логии. Этот подход акцентировал свое внимание на самопозна­нии, здоровье, созидательное™, внутреннем мире, индивиду­альности и осмысленности. Несколько лет спустя, в 1961 году, они создали Американскую Ассоциацию Гуманистической пси­хологии, которая в тот же год стала выпускать свой собственный журнал "Журнал Гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology). Ассоциация провела свою первую конфе­ренцию в 1964 году, на которой обсуждалось, почему два господ­ствующих направления в психологии не рассматривают челове­ка именно как человека и не придают значения реальным проб­лемам человеческой жизни. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, присутствующие на этой конференции, стали лиде­рами движения, а Маслоу часто называют "основателем" движе­ния. Основные идеи Маслоу изложены в работе "Иерархия Тео­рии потребностей"12, впервые опубликованной в 1943 году в " Психологическом обзоре Соединенных Штатов" (Psychological Review). Позже она превратилась в книгу "Мотивация и лич­ность "" (1954). Иерархия включала в себя:

12 Hierarchy of Needs Theory.

13 Motivation and Personality.

– Основные потребности для выживания, принятые группой

– Эмоциональные потребности для интеллектуального роста

– Самоактуализацию, полностью осознанную, и гармонию с собой и с жизнью

Гуманистическая психология сохраняла свое влияние на протя­жении десятилетий. Основные положения этого направления:

– Разум в подсознании находится под сильным влиянием оп­ределяющих сил общества

– Некоторые из этих сил негативные и разрушительные

– Люди наделены способностью преодолевать негативные силы посредством своей собственной силы воли и могут, та­ ким образом, развивать свою личную компетентность и са­моуважение

– Учиться брать на себя ответственность за самого себя — ключ к преодолению трудностей

– Общества и институты могут сознательно создавать инсти­туционную и организационную среду, чтобы помогать лю­дям в достижении "полностью осознанной самоактуализа­ции, а также гармонии с самим собой и жизнью".

Теории в основе гуманистической психологии предлагали общий подход к пониманию человеческого поведения, но уже на ран­ней стадии стало ясно, что они особенно полезны при осмысле­нии мотивации в рабочей среде. Если бы у этой школы был де­виз, он звучал бы так: "Жизнь такова, какой ты сам ее делаешь".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: