Требования законности, целесообразности и обоснованности к административно-правовым актам

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

Законность актов означает, что:всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компе­тенции соответствующего органа;

предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;

при издании акта должны применяться лишь те его формы и наиме­нования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);

должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия и издания актов.

Статья 76 Конституции требует, чтобы законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не противоречили федеральным законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или норма­тивный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации.Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и за­конные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.

Целесообразность правового акта управления означает его полез­ность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управ­ления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамот­ными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство предусматри­вает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия*.

Статья 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»* предусматривает, что Конституционный Суд по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта государственной власти (в том числе по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности) может принять решение о признании нормативного акта либо отдель­ных его положений не соответствующими Конституции Это — осно­вание отмены в установленном порядке положений других норматив­ных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконсти­туционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же по­ложения, какие были предметом рассмотрения Положения этих нор­мативных актов не применяются судами, другими органами и долж­ностными лицами.

Правительство вправе отменять противоречащие законодательству решения органов исполнительной власти субъектов Федерации (кроме актов органов исполнительной власти республик), а также акты подве­домственных ему федеральных органов. Акты этих органов, подведом­ственных Президенту, им и отменяются. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды вправе отменять только индивидуальные акты уп­равления.

Согласно КоАП, исполнение постановления по делу об админи­стративном правонарушении может быть приостановлено в связи с подачей жалобы или принесением протеста прокурора.Суд общей юрисдикции по просьбе гражданина, подавшего жалобу на решение исполнительного органа (должностного лица), или по соб­ственной инициативе может приостановить исполнение обжалуемого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: