Понятие, признаки и система административно-правовых актов. Закон и подзаконный акт

1) «Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти».

Основными признаками правового (административного) акта является то, что он:

— имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Правовой характер акта управления — общая черта актов органов государства. Специфика юридического характера акта управления заключается в том, что в нем содержится государственно-властное правовое разрешение вопросов управления;

— принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления. Причем это качество акта сохраняется и при принятии его несколькими субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке;

— устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения. В последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Следовательно, акт управления регулирует как абстрактные, так и казуистические (конкретные) общественные отношения в сфере управления. И в этом смысле акт государственного управления является актом-регулятором;

— носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего дело, требуются: творческий, научный подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных;

— принимается субъектом управления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.

2) Если мы применим к законодательству наши рассуждения о пяти технологиях, то обнаружим следующее.

1. Любой законодательный акт есть своего рода технология.

2. Закон — это не просто технология, а персонал-технология, по крайней мере в значительной части, поскольку он не только регламентирует нормативные образцы поведения, но и устанавливает санкции за отклоняющееся поведение.

3. К законотворчеству неприменима технология № 1, и это не удивительно. Ведь законодательство описывает не то, что «было и дало хороший результат», а то, чего «не было» (н плохо!) и что, наверное, должно принести хороший результат.

4. Роль процедуры сшивания образцов играет г о л-кование, однако толкованием законодательства, имеющим юридическую силу, может заниматься далеко не каждый исполнитель законодательных актов, а лишь специальные органы и должностные лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: