Тема 2. Понятие, структура и виды предпринимательских отношений

Понятие предпринимательских отношений

Структура предпринимательских отношений

Виды предпринимательских правоотношений

Основания предпринимательских правоотношений

Понятие предпринимательских отношений

Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности организационно-имущественного характера, а также отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности.

Предпринимательские правоотношения отличаются от гражданских, прежде всего, по субъектному составу. Отношения, которые регулируются Гражданским кодексом РФ, включают по субъектному составу физических лиц (граждан), юридических лиц, муниципальные образования, субъекты РФ, Российскую Федерацию. Предпринимательской же деятельностью могут заниматься граждане-предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица (ст. 23 ГК РФ). По субъектному составу также отличают семейные правоотношения от гражданских.

Структура предпринимательских отношений

Как любые другие общественные отношения урегулированные нормами права, предпринимательские отношения имеют определенную структуру и включают в себя объект правоотношения, субъекты правоотношения и содержание правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает правоотношение. В предпринимательских отношениях объектом может быть товар, работа, услуги и т.д.

Субъекты правоотношения – это конкретные его участники, наделенные взаимными правами и обязанностями.

Содержание правоотношения включает в себя субъективные права и юридические обязанности.

Права всегда субъективны, т.к. носят диспозитивный характер, и их использование зависит от воли субъекта. Обязанности, как правило, закреплены либо в нормативном правовом акте либо в договоре.

Права и обязанности в конкретном правоотношении всегда взаимосвязаны. Если у одного субъекта возникает какое-либо право, то у его контрагента появляется соответствующая обязанность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: