Основными принципами организации АХД являются:
1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями;
2) обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;
3) ориентация на запросы конкретных пользователей анализа;
4) регламентация и унификация анализа.
Регламентация предусматривает:
· наличие определенного количества показателей, необходимых для анализа деятельности по той или иной теме;
· наличие методики для проведения того или иного анализа.
Унификация − установление единых методов для проведения анализа в различных отраслях.
При проведении аналитической работы на предприятии выделяют следующие организационные этапы:
1. Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм его проведения, распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.
2. Планирование аналитической работы, включающее составление плана.
3. Информационное и методическое обеспечение АХД.
|
|
4. Обработка и анализ информации и других материалов.
5. Оформление результатов анализа.
6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.
Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.
Единое руководство всей экономической работой на предприятии осуществляет: главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Главный экономист планирует и организовывает работу подчиненных ему отделов и определяет обязанности отдельных функциональных отделов; участвует в проведении анализа, координирует работу отделов на основе единого плана; обобщает результаты анализа.
Т. к. аналитическая работа многогранна и трудоемка, то необходимы определенные навыки и знание анализа, поэтому на промышленных предприятиях создаются отделы или группы экономического анализа.
Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д.
Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллективам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, укреплении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и техники, улучшении условий и охраны труда и т. д.
Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления, которые могут изучать отдельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия. По результатам этого анализа они могут в некоторой степени изменять экономические условия деятельности предприятия.
|
|
Вневедомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т. д.
Использование всех организационных форм анализа создает возможности для всестороннего изучения деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности его работы.
Планирование аналитической работы.
Планирование проведения анализа заключается в формировании целей и задач конкретного вида анализа, определении периода времени, за который предполагается проводить анализ, а также последовательности его осуществления. При планировании проведения анализа необходимо определить сроки и исполнителей.
Работа по проведению анализа должна планироваться на каждом предприятии. Могут составляться следующиепланы:
· комплексный план аналитической работы предприятия;
· тематические планы.
Комплексный план аналитической работы представляет собой календарный план-график отдельных аналитических исследований. Содержание плана зависит от цели анализа, масштаба предприятия, организации аналитической работы на предприятии. Комплексный план, как правило, составляется на один календарный год.
В плане в обязательном порядке предусматривается:
· перечень объектов анализа, подлежащих изучению;
· определение целей анализа;
· разработка системы показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели;
· периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно);
· сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего месяца);
· состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними;
· источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы);
· перечень внешних и внутренних пользователей анализа.
Комплексный план может также включать разработку предложений по улучшению работы хозяйствующего субъекта и организацию контроля за ходом выполнения разработанных предложений по улучшению работы.
Тематические планы детализируют комплексные планы аналитической работы. Они разрабатываются по тем вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них определяются:
· субъекты и объекты анализа;
· направления и цель аналитической работы;
· этапы и сроки проведения анализа;
· источники используемой информации;
· определяется схема аналитического документооборота;
· конкретные исполнители.
Контроль за выполнением планов анализа осуществляет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению анализом в целом.