Организационные формы и распределение обязанностей по проведению экономического анализа деятельности предприятия

Основными принципами организации АХД являются:

1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями;

2) обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса;

3) ориентация на запросы конкретных пользователей анализа;

4) регламентация и унификация анализа.

Регламентация предусматривает:

· наличие определенного количества показателей, необходимых для анализа деятельности по той или иной теме;

· наличие методики для проведения того или иного анализа.

Унификация − установление единых методов для проведения анализа в различных отраслях.

При проведении аналитической работы на предприятии выделяют следующие организационные этапы:

1. Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм его проведения, распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.

2. Планирование аналитической работы, включающее составление плана.

3. Информационное и методическое обеспечение АХД.

4. Обработка и анализ информации и других материалов.

5. Оформление результатов анализа.

6. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Организационные формы АХД на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления.

Единое руководство всей экономической работой на предприятии осуществляет: главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Главный экономист планирует и организовывает работу подчиненных ему отделов и определяет обязанности отдельных функциональных отделов; участвует в проведении анализа, координирует работу отделов на основе единого плана; обобщает результаты анализа.

Т. к. аналитическая работа многогранна и трудоемка, то необходимы определенные навыки и знание анализа, поэтому на промышленных предприятиях создаются отделы или группы экономического анализа.

Экономический анализ входит в обязанности не только работ­ников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им зани­маются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д.

Большая роль в проведении АХД отводится трудовым коллек­тивам. Им даны достаточно широкие полномочия в планировании социального и экономического развития, обеспечении контроля за рациональным использованием материальных ресурсов, укреп­лении трудовой дисциплины, внедрении достижений науки и тех­ники, улучшении условий и охраны труда и т. д.

Анализ состояния экономики предприятия проводится также вышестоящими органами управления, которые могут изучать от­дельные вопросы или проводить комплексный анализ хозяйствен­ной деятельности предприятия. По результатам этого анализа они могут в некоторой степени изменять экономические условия де­ятельности предприятия.

Вневедомственный АХД выполняется статистическими, финансовыми органами, налоговыми инспекциями, банками, инвесторами, научно-исследовательскими институтами и т. д.

Использование всех организационных форм анализа создает возможности для всестороннего изучения деятельности предприятия и наиболее полного поиска резервов повышения эффективности его работы.

Планирование аналитической работы.

Планирование проведения анализа заключается в формировании целей и задач конкретного вида анализа, определении периода времени, за который предполагается проводить анализ, а также последовательности его осуществления. При планировании проведения анализа необходимо определить сроки и исполнителей.

Работа по проведению анализа должна планироваться на каждом пред­приятии. Могут составляться следующиепланы:

· комплексный план аналитической работы предприятия;

· тематические планы.

Комплексный план аналитической работы представляет собой календарный план-график отдельных аналитических исследований. Содержание плана зависит от цели анализа, масштаба предприятия, организации аналитической работы на предприятии. Комплексный план, как правило, составляется на один календарный год.

В плане в обязательном порядке предусматривается:

· перечень объектов ана­лиза, подлежащих изучению;

· определение целей анализа;

· разработка системы показателей, анализ которых обеспечи­вает достижение поставленной цели;

· периодич­ность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквар­тально, ежемесячно, подекадно, ежедневно);

· сроки выполнения аналитической работы (например, к 3-му числу следующего ме­сяца);

· состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними;

· источники информационного и методического обеспечения анализа по каждому изучаемому вопросу (но­мер инструкции или компьютерной программы);

· перечень внешних и внутренних пользователей анализа.

Комплексный план может также включать разработку предложений по улучшению работы хозяй­ствующего субъекта и организацию контроля за ходом выполнения разработанных предложений по улучше­нию работы.

Тематические планы детализируют комплексные планы аналитической работы. Они разрабатываются по тем вопросам, которые требуют углубленного изучения. В них определяются:

· субъекты и объек­ты анализа;

· направления и цель аналитической рабо­ты;

· этапы и сроки проведения анализа;

· источники ис­пользуемой информации;

· определяется схема аналити­ческого документооборота;

· конкретные исполнители.

Контроль за выполнением планов анализа осуществляет замес­титель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению ана­лизом в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: