Статья 92. Права и обязанности водопользователей прииспользовании водных объектов

Водопользователи при использовании водных объектов имеютправо:
• осуществлять водопользование в соответствии с воднымзаконодательством Российской Федерации;
• получать в установленном порядке информацию о состоянииводных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
• осуществлять другие права, предусмотренные воднымзаконодательством Российской Федерации.
Водопользователи обязаны:
• рационально использовать водные объекты, соблюдатьусловия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договорепользования водным объектом;
• не допускать нарушения прав других водопользователей, атакже нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
• не допускать ухудшения качества поверхностных и подземныхвод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесенияущерба хозяйственным и иным объектам;
• содержать в исправном состоянии очистные,гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и техническиеустройства;
• информировать в установленном порядке соответствующиеорганы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях,влияющих на состояние водных объектов;
• своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению иустранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояниеводных объектов;
• выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
• вести в установленном порядке учет забираемых,используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а такжесистематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами ипредставлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки вспециально уполномоченный государственный орган управления использованием иохраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также и вгосударственный орган управления использованием и охраной недр;
• своевременно вносить платежи, связанные с пользованиемводными объектами;
• соблюдать установленный режим использования водоохранныхзон;
• осуществлять иные мероприятия по охране водных объектов;
• выполнять другие обязанности, предусмотренные воднымзаконодательством Российской Федерации.

38. Принцип платности водопользования.

Статья 20. Плата за пользование водным объектом

1. Договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

2. Плата за пользование водными объектами устанавливается на основе следующих принципов:

1) стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов;

2) дифференциация ставок платы за пользование водными объектами в зависимости от речного бассейна;

3) равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.

3. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

40. содержание правовой охраны вод

Исходя из содержания статей 56-67 ВК РФ, все воды подлежат охране от загрязнения, истощения и засорения. Под источниками загрязнения и засорения понимается различные сбросы, а также негативное влияние на состояние дна и берегов водных объектов. Очевидно, понятие «загрязнение» и «засорение»

включает в себя более полное представление, чем это определено в законодательстве. Оно включает и тепловое загрязнение, а также появление в нем вредных микроорганизмов, изменяющих химический состав водного пространства, водную среду в целом.

Прав М.М. Бринчук, который определяет в качестве основных критериев загрязнения водных ресурсов их физические изменения (повышение либо понижение температуры), химические и биологические изменения, а вместе с тем органолептические свойства (вкус, запах, цвет, прозрачность), появление вредных веществ для организма человека, животных и растительного мира.

Основными источниками загрязнения вод является сброс неочищенных водных источников, поступление вредных веществ с промышленных предприятий, коммунально-бытового и сельского хозяйства, судов и иных плавающих транспортных средств, установок на воде, сплавов леса, а также проведение различных строительных и взрывных работ на водных объектах.

Запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты (п.6 ст.56 ВК РФ). Запрещаются также и другие работы, оказывающие вредные воздействия на водные объекты. Их содержание не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Охрана вод осуществляется с помощью нормативов качества вод, которые представляют собой допустимую норму воздействия, гарантирующую экологическую безопасность населения, сохранения генетического фонда, обеспечение рационального использования водных объектов.

Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется путем регулирования деятельности источников загрязнения. Физические и юридические

лица, осуществляющие их эксплуатацию, должны принимать установленные

законодательством меры по предотвращению загрязнения и восстановлению

водных объектов. Для источников загрязнений определяются предельно

допустимые нормативы воздействия на водный объект, которые они обязаны соблюдать. Так, не допускается сброс в водные объекты неочищенных и необезвреженных сточных вод, а также сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний. При эксплуатации источников загрязнения обязательно проводятся технические мероприятия, связанные с предотвращением загрязнения водных объектов: очистка сточных вод и повторное их использование; устройство оборотного водоснабжения; сокращение или прекращение поступлений примесей в сточные воды путем упорядочения и изменения технологических процессов производства; переход на безводные технологические процессы.

По каждому источнику загрязнения водохозяйственные органы должны вести учет сбрасываемых вод, информировать органы государственной власти об аварийных объектах. Охрана водных ресурсов это - многоплановая комплексная проблема, требующая научно-обоснованной работы по эффективности использования вод, четкого взаимодействия всех звеньев управления водными ресурсами.

Итак, под правовой охраной водных ресурсов следует понимать, прежде всего, систему мер борьбы против нарушения норм водного законодательства, а также в условиях чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние вод. В этой связи на органы исполнительной власти РФ и субъекты РФ возложены обязанности по осуществлению и сохранению водных объектов от загрязнения, включая загрязнения, засорения через поверхность земли и воздуха (ст. 56 ВК РФ).

Под засорением понимается поступление взвешенных частиц в водный объект, посторонних нерастворимых предметов, ухудшающих состояние или затрудняющих его использование. В качестве предметов и взвешенных частиц, засоряющих водоемы, могут выступать древесина, твердый мусор, металлолом и т.д. Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Однако засорение происходит и по сей день во

многих регионах страны. Сваливаются пищевые отходы с судов и иных установок на водных объектах, осуществляются производственные отходы при сплаве и обработки древесины и т. д.

К примеру, Балтийский бассейн является одним из важных регионов страны в области промысла рыбного хозяйства и является приоритетной отраслью экономики. Специфика рыбной отрасли заключается в том, что значительная часть добычи рыбы (94%) приходится на исключительную экономическую зону Российской Федерации. Не секрет, что запасы живых ресурсов в морских районах и особенно в водах Балтики, находящихся под суверенитетом и юрисдикции России, сокращены, например, из-за сфер вылова. В этой связи срочно требуется адекватные меры государственного регулирования в целях восстановления прежних запасов.

В соответствии с международным правом, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву(1982г.) и другими международными договорами, Российская Федерация приняла на себя обязательство по острожному использованию водных биологических ресурсов и определению их общего допустимого улова. Из содержания законодательных актов вытекает, что в основе регулирования и использования природных ресурсов, которым относятся и водные биоресурсы Балтийского моря должно быть нормированное изъятие их, лимитирование использования биоресурсов.

Вместе с тем, выловленные биоресурсы моря представляют опасность для здоровья человека. Известно, что в Балтийском и Северном морях сосредоточены огромные захоронения химического оружия. Участники, проходившего в Санкт-Петербурге в 2000г. круглого стола, посвященного этой же проблеме, приняли декларацию «Об экологической угрозе от затопленных в Балтийском море после Второй мировой войны немецких отравляющих веществ». Декларация была обращена к правительствам стран Балтийского моря, а также США, Великобритании, которые принимали непосредственное участие в затоплении боевых отравляющих веществ.

В феврале 2002 года на заседании Комитета по безопасности и внешним делам Балтийской Ассамблеи члены комитета, а также представители Калининградской областной Думы и представители ВМС Балтийских стран выработали проект рекомендации по предупреждению угрозы, которая исходит от затопленного оружия. В принятом документе предлагается подготовить планы объявления чрезвычайного положения и ликвидации кризиса в странах региона Балтийского моря на случай крупной утечки химических веществ из затопленных снарядов. Кроме того, следует срочно всем членам постоянного комитета по безопасности и внешним делам Балтийской Ассамблеи необходимо принять конкретные меры по защите Балтийского моря, иначе наступит экологическая катастрофа.

Отличие засорения от загрязнения заключается в том, что засорение не изменяет качества воды. В соответствии с водным законодательством запрещен сброс в водные объекты различных предметов и захоронение определенных твердых отходов. Производственные и бытовые отходы вывозятся на специальные полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов и накопители (свалки) для нетоксичных отходов.

Предупреждению засорения поверхностных и подземных вод служит установление зон санитарной охраны вокруг источников водоснабжения, водозаборов, подземных вод, рыбохозяйственных водоемов, лечебных источников и др. В первом и втором поясе запрещено устройство поглощающих скважин, колодцев для сброса сточных вод. Специальные зоны предусмотрены в целях предупреждения засорения рыбохозяйственных водоемов сточными водами, содержащими ядохимикаты и навозную жижу.

Выделение таких зон предусмотрено на расстоянии 500 метров от
границы затопления при максимальном состоянии паводковых вод.

Под истощением понимается сокращение количества вод в бассейнах, которое происходит под воздействием человеческой деятельности и носит, как правило, устойчивый характер.

В новом законодательстве не определено понятие истощение.

В нем дается общее определение охраны вод, связанное с загрязнением, засорением их. Такое определение просматривается в главе 6 Водного кодекса РФ. Для охраны водных объектов от истощения важное значение имеет соблюдение установленного порядка деятельности на территориях, непосредственно примыкающих к акваториям рек, озер, водохранилищ и другим водоемам. Независимо от форм владения собственности земель, водных
ресурсов, землепользователи, на территориях которых находятся водоохранные зоны, обязаны соблюдать установленный режим их использования. Лица, виновные в нарушении установленного водоохранного режима, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В предотвращении истощения водных ресурсов большое значение
имеют нормы ВК РФ, которые обязывают водопользователей выполнять требования при проведении работ, связанных с возведением сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы. Здесь нормы водного законодательства совпадают с законодательством о недрах, которое обязывает пользователей недр обеспечивать соблюдение стандартов, регламентирующих условия сохранения земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недр. Как правило, они направлены на улучшение состояния почвы, лесов, регулирование водно-воздушного режима при возделывании сельскохозяйственных культур. Все названные мероприятия позволяют уменьшить загрязнение и истощение водных объектов в России. Истощение водных ресурсов наступает в результате нарушения научно-обоснованного и рационального использования вод и других природных ресурсов, связанных с водами. Истощение вод может наступить в случаях добычи полезных ископаемых, нарушения поверхностного слоя земли, находящегося в близи с водоемом, вырубки лесов, уничтожения болот, забора воды, превышающего нормы для использования и т.д. Что касается истощения подземных вод, то причины могут быть следующие: неплановые размещения

водозаборных скважин, нарушение правил пользования подземными горизонтами вод, самоизливающиеся подземные воды.

С целью сохранения благоприятного водного режима водоемов устанавливаются водоохранные зоны лесов, которые относятся к лесам защитной зоны и не подлежат рубке для промышленных целей. В горных лесах допускаются способы рубки, учитывающие водорегулирующее значение лесов. Важное значение для предупреждения истощения водных объектов имеют гидротехнические мероприятия, направленные на создание гидротехнических систем и сооружений, обеспечивающих благоприятные условия водопользования, а также очистку русел рек и каналов, озер и водохранилищ от наносов и отложений. Размещение и строительство предприятий и сооружений и других объектов, оказывающих влияние на состояние вод, должно производится с учетом схем комплексного использования и охраны вод. Гидротехнические сооружения и устройства, связанные с использованием вод, должны быть зарегистрированы. Существует целый ряд мероприятий, вытекающих из водного законодательства для предупреждения и истощения подземных водоносных горизонтов (гл.6 ВК РФ).

Так, в случаях проведения мероприятий по горным работам вскрылись водоносные горизонты, организации, проводящие такие работы, обязаны немедленно сообщить об этом органам по регулированию использования и охраны вод и принять меры по охране подземных вод.

Самоизливающиеся скважины подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации в порядке, установленном водным законодательством. Все водопользователи, пользующиеся водами, обязаны применять новые технологии производства и схемы водоснабжения, безводные технологические процессы воздушного охлаждения, оборотное водоснабжение и другие технические приемы. Сельскохозяйственные предприятия и граждане обязаны соблюдать установленные правила нормы полива, принимать меры по сокращению потерь воды на фильтрацию и испарения в мелиоративных системах, предупреждению нерациональных сбросов воды из них.

В целях охраны водные объекты, имеющие государственную, научную или культурную ценность, могут быть изъяты из пользования. В этой связи немаловажным является принятые нормативно правовые акты исполнительных органов власти.

41. система контроля за использованием и охраной вод
Статья 36. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Под государственным надзором в области использования и охраны водных объектов понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации. На основании указанных критериев федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждаются перечни объектов, подлежащих соответственно федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки, а также запрашивать у лиц, находящихся на водных объектах и в их водоохранных зонах и осуществляющих использование водных объектов и (или) деятельность в их водоохранных зонах, документы, подтверждающие право этих лиц на осуществление водопользования и (или) деятельности в водоохранных зонах водных объектов, и проверять эти документы при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного надзора о назначении проверки посещать территории, здания, помещения, сооружения, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, в целях проведения мероприятий по контролю;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда (в том числе иностранные) и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;

6) уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;

7) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

(п. 7 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции;

9) привлекать в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

(п. 10 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

6. Государственному инспектору в области охраны окружающей среды выдаются служебное удостоверение и форма установленного образца.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

8. Утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, указанными в части 5 настоящей статьи, при патрулировании водных объектов и их водоохранных зон на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора. Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение указанных мероприятий и содержание этих заданий определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(часть 9 введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ)

42. ответственность за нарушение водного права.
Статья 68. Административная, уголовная ответственность за нарушение водного законодательства

1. Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Статья 69. Возмещение вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства

1. Лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

2. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: