Годовой

Один год отличается от другого явлениями физического порядка.

Внутри годичного круга существуют два цикла праздников: подвижный и неподвижный. Центром подвижного цикла является Пасха. Центром неподвижного – Рождество и Богоявление.

Первая часть годового круга – это богослужения месяцеслова. Это система неподвижных или, иначе говоря, непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) празд­ников, памятей святых и связанных с ними периодов пред- и попразднства, а также постов. Богослу­жение месяцеслова состоит не только из отдельных праздников, а включает в себя некие циклы, некие части года, например, Рождественский пост: это период года, имеющий свои богослужебные законы. Также и праздник занимает не один день, а некий период: у нас в богослужении есть «предпразднство» и «попразднство», т.е. ожидание праздника и многодневное его переживание, закан­чивающееся «отданием» праздника. Материал служб этого круга находится в Минее месячной, разделенной по числу месяцев на 12 книг (практически их больше, каждый месяц может быть распределен по нескольким томам).

Следующая составляющая годового круга – это богослужения великопостного цикла. Не одного лишь Великого поста, а целого круга, целого периода, потому что особенный характер служба приоб­ретает не с первого дня Поста, а задолго до него. В этот богослужебный цикл входит, прежде всего, три подготовительные седмицы к Великому посту и четыре воскресенья: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное воскресенье или воспомина­ние изгнания Адама и Евы из рая (на следующий день после этого воскресенья начинается Великий пост). Однако, хотя великопостный цикл и начинается в Неделю о мытаре и фарисее, но и до этого есть особый день – это Неделя о Закхее. Богослужение этой недели не содержится в Постной Трио­ди, там нет специальных стихир или тропарей, только на литургии читается Евангелие о Закхее. Это еще не приготовительный период к Великому посту, а сигнал: «Скоро начнется!» Чада Церкви посте­пенно вводятся в новый ритм жизни. Итак, в великопостный круг входят три подготовительных сед­мицы и шесть седмиц Поста. Совершенно ясно, что Пост не понимается в данном случае только как воздержание в пище. Так, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, на вечерни поется стихира, в которой есть такие слова: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...» т.е. окончив этот путь, окончив Великий пост в узком смысле слова. Ве­ликий пост кончается в пятницу 6-й седмицы, но не в том смысле, что на следующий день можно разговляться, а в том, что всякое приготовление окончилось и настала цель Поста, настало совершен­но особое время: Лазарева суббота, Неделя ваий и Страстная седмица. Нельзя сказать, что это Пост в собственном смысле – это цель Поста, это то, к чему мы готовились; в богослужебном смысле это время особенное и ни с чем не сравнимое.

Итак, великопостный период: три подготовительные седмицы, шесть седмиц Поста и Страстная седмица. Материал этой части годового богослужебного круга находится в книге Триодь Постная.

Следующая часть годового круга – богослужения пасхального цикла: опять цикл, целый проме­жуток времени. В него входит богослужение Пасхи, пасхальной седмицы и всего периода до Недели Всех святых. Требуется пояснение. Известно, что отдание праздника Пасхи происходит в среду нака­нуне Вознесения, которое всегда приходится на четверг, на 40-й день после Пасхи; однако, когда уже совершилось отдание Пасхи, мы все равно говорим о пасхальном цикле, т.к. все это время определено Пасхой и отсчитывается от нее. Весь период до Пятидесятницы называется пасхальным периодом, а, кроме того, сама Пятидесятница имеет свое попразднство. Следующее воскресенье после Пятидесят­ницы называется Неделей Всех святых, и богослужебная книга пасхального периода – Триодь Цвет­ная как раз содержит изменяемые части богослужения от первого дня Пас­хи до Недели Всех святых. Но это своеобразное попразднство, заданное еще в рамках Триоди Цветной, продолжается, когда Триодь Цветная уже не употребляется: следующая неделя – это уже Неделя Всех русских святых, а если откроете календарь, то заметите, что и дальше действует это по­празднство: вспоминаются Владимирские, Ярославские святые и т. д.

Материал служб всего годового круга не может быть так легко назван, как материал служб су­точного или седмичного кругов. Материал суточного круга – библейский, материал седмичного кру­га – гимнографический; богослужения же годового круга содержат материал как библейский, так и гимнографический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: