Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон

Гимнография – церковное песнотворчество.

Тропарь – особая песнь, прославляющая праздник святого или события.

Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна пе­ремежаться с другими текстами. И название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами.

Содержит:

- основное песнопение праздника (суть его содержания);

- из них составляют канон;

- припеваются на блаженных.

Тропарь исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.

Чем древнее тропарь, тем короче. Тропари, составленные в новое время, обычно бывают очень длинными.

Тропарь отпустительный – краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или иконы;

Различаются по дням недели и поются по гласам.

В 52-й главе, с которой начинается третья часть Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии.

В 55-й главе Типикона находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.

СЕДАЛЕН есть текст, следовавший за кафизмой, при чте­нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво­лялось садиться.

По своей сути является разновидностью тропаря.

- Читается по кафизмех на утренни.

- По 3-й песни канона.

- По полиелее

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди.

Бывают случаи, что на одной и той же утрене, при совпаде­нии праздников, полагаются седальны после кафизмы двум празд­нествам. В этом случае одни седальны читаются или поются пос­ле кафизм, а другие (тоже положенные после кафизм) читаются после полиелея, или после 3 песни канона (см. Типикон, 9, 24 февр.; 23 апр.; 8 мая и др.).

После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

ИПАКОИ – (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

После величания или тропарей бывает малая ектения. За нею следует возглас: «Яко благословися имя Твое….».

Затем, по Уставу, полагается чтение. Перед чтением полагается особый седален, называемый ипакой, во время которого не полагается сидеть.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (или светилен) – от (греч.) «посылаемый» – особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия (соответствующего). На православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответ­ствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). А в этих великопостных светильнах по­стоянно используеся образ света, божественного просвещения (напр., светилен 1-го гласа в среду: «Свет возсияй, Господи, душу мою очисти от всякаго греха, силою, Господи, Креста Твоего, и спаси мя»). А с точки зрения формы – светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В принципе это время должно совпадать с тем време­нем, когда реальный физический свет светит в окна. Эта часть утрени носит по преимуществу хвалеб­ный характер. И вот светилен как бы открывает эту часть утрени, к ней относится.

Свое название он получил по причине, что в нем просится о ниспослании особой Божией благодати (Св.Духа, спасения, света) и напоминается о послании Апостолов на проповедь Евангелия.

Функционально (по месту в службе) это не два разных текста, это один и тот же текст. Но за этим текстом, находящимся в разных книгах, в разных системах закрепились разные названия. В системе Миней – светилен. В системе Октоиха – ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употреб­ляются в Великий пост), т.е. это терминологическая, а не функциональная разница.

Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

СТИХИРА – вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Число стихир зависит от праздничности богослужения. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Кроме того, существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.

Виды стихир:

- на «Господи воззвах»: (вечерня; 140,141, 129, 116 Пс. – эта неизменяемая часть есть в Часослове) – к ним препеваются стихиры (10, 8, 6, 4 – в зависимости от значимости праздника по месяцеслову).

P.S. Исключение: среда 5-й седмицы В.П. – 30 стихир;

Благовещание – 11 стихир.

стихиры на Славу и Ныне в счет не входят.

- на литиии: (вечерня) – поются без стихов (от 1-9); Поются при выходе на праздничную литию.

- На стиховне: (в чинопоследовании утрени бывают только на будничной) для них нет постоянных стихов Пс. И каждый раз выбираются особенные стихи.

P.S. К первой стихире нет стиха.

Их как правило 3, но бывает и 4.

- по 50-м Пс. (утреня; праздничная утреня, когда совершается полиелей или бдение)

P.S. На всенощной всегда: «Воскресе Иисус от гроба …»

- на хвалитех: (утреня; нач.148, 149, 150 Пс. – в Часослове) – их может быть 8, 6, 4.

- Евангельская стихира: (поется только на воскресном всенощном бдении; находится в Октоихе, в приложении)

P.S. Никогда не заменяется.

Зависит от Евангельского чтения

Поется на Славу в цикле стихир на хвалитех.

КОНДАК – жанр церковной византийской гимнографии. Основоположником является Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.), непревзойденный автор большинства кондаков. Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением, основанным на изосиллабизме. Первая строфа являлась вступлением, последняя – обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. Число строф кондака сокращается. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

[Красовицкая] Кондак в паре с икосом представляют собой остаток древнего гимнографического жанра, очень крупного, который так и назывался – кондак, но представлял собой не одну только стро­фу, а целую церковную поэму, которая сравнима с нашим акафистом. Вспомните любой текст акафиста, он состоит из кондаков и икосов. Эта форма особенно была распространена во времена св. Романа Сладкопевца – VI век.

КАНОН (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: