Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени

Различают след. методы:

1)аналитический – подлежащая нормированию работа расчленяется на составляющие ее технологические и трудовые элементы. Имеются 2 разновидности этого метода: аналитически-исследовательский и аналитически-расчетный. Они различаются между собой по способу определения затрат рабочего времени.

2)опытно-статистический – нормы рассчитывают на основе опыта и статистических данных.

3)микроэлементный – самые сложные по своему характеру трудовые действия работников являются комбинациями и перестановками простых и первичных элементов.

В практике используют методы изучения затрат рабочего времени:

- хронометраж – изучение операции путем наблюдения и измерения затрат раб. времени на выполнение отдельных ее элементов, повторяющихся при изготовлении каждой единицы продукции. Он бывает: Непрерывный (по текущему времени) – все элементы работы исследуются в порядке их выполнения.

Выборочный (применяется для изучения отдельных элементов операций независимо от их последовательности)

Цикловой (применяется в тех случаях, когда трудно достаточно точно измерить затраты времени на элементы операции, имеющие небольшую продолжительность (3-5 с); последовательные приемы объединяются в группы с разным составом изучаемых элементов).

3 этапа: подготовка к хронометражному наблюдению, непосредственно хронометраж, обработка и анализ данных наблюдений.

- фотография рабочего времени – изучение путем наблюдения и измерения всех без исключения затрат времени на протяжении полного рабочего дня или определенной его части. 2 вида: выполняемое самим работником (самофотографирование),выполняемое нормировщиком (мастером или технологом).

Различают фотографии:

1) индивидуальную, т. е. одного работника – наблюдатель изучает, как используется время одним рабочим в течение рабочей смены или другого периода времени;

2) маршрутную – наблюдение за группой работников, занятых на разных участках;

3) групповую (бригадную) – проводится в тех случаях, когда работа выполняется несколькими рабочими, в частности при бригадной организации труда.

4) многостаночников.

- моментные наблюдения – наблюдатель не находится непрерывно на рабочих местах, а посещает их периодически через случайные интервалы времени. При помощи моментных наблюдений можно анализировать структуру рабочего времени практически на любом количестве объектов.

Эффективность метода зависит от числа наблюдений. Фиксация состояний рабочих мест может осуществляться двумя способами: через равные и через случайно выбранные промежутки времени. Первый способ применяется обычно при наблюдении за сравнительно небольшой группой объектов. Интервал наблюдений выбирается в зависимости от количества объектов и составляет обычно 1-3 мин. Если количество объектов наблюдения превышает 10, то целесообразно фиксировать состояния рабочих мест через случайные отрезки времени.

Метод обычно используется в процессах, не поддающихся хронометражным замерам.

97. Классификация затрат рабочего времени

Рабочее время – законодательно установленная длительность рабочего времени, в течении которого работник нах-ся на своем раб. месте и качественно выполняет возложенные на него функции.

Время работы:

Время подготовительно-заключительных операций - это время, которое обычно составляет 10-30 мин., расходуемое на действия, связанные с началом и окончанием какого-либо конкретного задания.

Время основных onepaций - это время, затрачиваемое на изменение предмета труда.

Время вспомогательных onepaций - это время выполнения работ, позволяющих, например, продавцу нормализовать процесс обслуживания покупателей (доставка товаров к рабочему месту, размещение их на полках и стеллажах, оформление ценников и др.).

Время обслуживания раб. места - это время по уходу за рабочим местом и поддержанием оборудования.

Время перерывов:

Время перерывов, не зависящих от работника. Включает перерывы, связанные с отсутствием покупателей, отвлечением от работы по заданию администрации и др.

Время перерывов, зависящих от работника. Время на отдых и личные надобности; время, связанное с нарушением трудовой дисциплины, посторонние разговоры и др.

102. Производственные затраты и их классификация для определения себестоимости и прибыли.

Производственные затраты - затраты, к-ые относят на с/с ед.продукции и незавершенного произ-ва.

Затраты предприятия на производство складываются из элементов:

-материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

-затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды;

-амортизация основных фондов;

-прочие затраты (почтово-телеграфные, телефонные, командировочные и др.).

Затраты организации группируют и учитывают по статьям калькуляции:

"Сырье и материалы";

"Возвратные отходы" (вычитаются);

"Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций";

"Топливо и энергия на технологические цели";

"З/пл производственных рабочих"(в т.ч. и доп. з/пл производственных рабочих);

"Отчисление на социальные нужды";

"Расходы на подготовку и освоение производства";

Сумма 7 статей – технологич. с/с

"Общепроизводственные расходы" (цеховые, расходы на обслуживание);

Сумма 8 статей – цеховая с/с

"Общехозяйственные расходы" (общие заводские);

"Потери от брака";

"Прочие производственные расходы";

Сумма 11 статей – производственная с/с

"Коммерческие расходы" (внепроизводственные).

Сумма 12 статей – полная себестоимость продукции.

103. Методы разделения затрат на переменные и постоянные.

Постоянные затраты – затраты, величина к-ых не меняется в зависимости от объема выпуска и с увеличением объема произ-ва они уменьшаются на ед.продукции.

Переменные затраты – затраты, величина к-ых изменяется в зависимости от объема выпуска.

Деление затрат на постоянные и переменные осуществляется двумя основными методами: аналитическим и статистическим.

Аналитический метод - все затраты предприятия, исходя из опыта прошлых лет, вначале постатейно подразделяют на постоянные, полностью переменные (пропорциональные) и частично переменные (полупеременные). Затем на основе анализа соотношения затрат и результатов предыдущих отчетных периодов по каждой статье частично переменных расходов исчисляется удельный вес переменной части (вариатор затрат). Таким образом, постоянные расходы имеют вариатор 0, пропорциональные — 1 (или 10 при десятичном масштабе измерения), а переменные — значения вариаторов в интервале от 0 до 1 (10). Постоянная и переменная части полупеременных расходов прибавляются к первоначально исчисленной сумме постоянных и пропорциональных затрат.

В итоге общая сумма затрат основной деятельности предприятия подразделяется на 2 совокупности: постоянные и переменные затраты в зависимости от их поведения по отношению к объему производства или продаж в прошлые отчетные периоды.

Статистическими методами дифференциации общей суммы затрат на постоянные и переменные расходы являются:

• метод минимальной и максимальной точки (метод мини-макси);

• графический (статистический) метод;

• метод наименьших квадратов.

104. Косвенные затраты и методы их распределения.

Косвенные затраты – расходы, к-ые носят общие для произв-ва нескольких подразделений или видов продукции характер и вкл. их в с/с путем распределения согласно выбранной п/п методике. Эта методика описывается в учетной политике предприятия.

Цель распределения косвенных расходов это определение полной себестоимости единицы продукта.

Косвенные затраты носят производственный характер, а накладные затраты больше связаны с процессами реализации, поэтому накладные расходы распределять сложнее и все методы их распределения условны.

При определении метода исходят из:

1) необходимости поддержать производство какого-либо продукта в с/с которого расходы велики (тогда накладные будут распределяться в меньшей доле).

2) необходимо учитывать возможный финансовый рез-т и налогооблагаемую базу для разных видов налогов.

Базы распределения:

1) пропорционально объему производства в натуральном выражении.

2) пропорционально затраченным материальным средствам

3) пропорционально з/пл основных производственных рабочих

4) пропорционально отработанным машино-часам

5) пропорционально потреблению электроэнергии для технологических целей

6) пропорционально отработанным человеко-часам

7) пропорционально валовой выручки от продажи разных видов продукции

8) пропорционально валовой выручки за минусом доп. затрат на доработку попутной продукции.

Ставка распределения=СУММАкосв(накл)/СУММАбазы=...руб косв(накл)затрат/1 ед.базы распред

Одни и те же затраты по содержанию могут выступать как прямые и как косвенные в зависимости от места их учета и возникновения. Например, затраты на хранение готовой продукции на складе: для цехов основного производства это накладные затраты, а для склада как структурной единицы это прямые затраты.

105. Система полного калькулирования себестоимости

При методе учета затрат по полной себестоимости в себестоимость продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные.

Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе.

Метод учета по полной себестоимости позволяет получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия. Однако метод учета по полной себестоимости не учитывает одного важного обстоятельства: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции.

Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска — себестоимость растет.

Преимущества:

1) постоянная часть накладных расходов не анализируется, а резервы снижения с/с часто связаны с накладными расходами

2) принятие решений осущ-тся путем сопоставления дифференцированных затрат и сравнение полученных данных с данными более раннего периода.

Отличие системы Д-К от калькулирования полной с/с состоит в отношении к постоянным общепроизводственным расходам. При калькулировании полной с/с они участвуют в с/с, а в Д-К из расчета исключаются.

106. Система директ-кост. Ее виды.

Метод Д-К – это маржинальный метод учета в основе к-го лежат исчисления сокращенной с/с продукции и определение маржинального дохода. Это способ определения с/с при к-ом планируются и учитываются только переменные затраты, к-ые распределяются по их носителям. Постоянные расходы в калькуляцию не входят, их отражают на отдельном счете и в конце отчетного периода списывают на фин. рез-ты.

Современный Д-К применяется в 2-х вариантах:

1)простой Д-К основанный на использовании в учете данных только о переменных затратах

2)развитой Д-К при к-ом в с/с наряду с переменными затратами вкл-тся и прямые постоянные затраты на произ-во и реализацию продукции.

Преимущества системы Д-К:

1.упрощение и точность исчисления с/с продукции

2.отсутствие процедур по составлению сложных расчетов д/ условного распределения постоянных затрат м/у видами продукции

3.возможность определения порога рентабельности, нижней границы цены и запаса прочности

4.возможность проведения сравнительного анализа рентабельности различных видов продукции

5.возможность определения оптимальной программы выпуска

6.возможность выбора м/у собственным произ-вом продукции и ее закупкой на стороне.

Недостатки системы Д-К:

1.опасность в возникновении массы неделимых постоянных затрат, к-ые не могут быть покрыты марж.доходом (п/п попадает в зону убытка)

2.возникновение трудностей при разделении затрат на постоянные и переменные. Д-К не дает ответа на вопрос, «какова полная с/с продукции», поэтому требуется доп.распределение условно постоянных затрат, когда необх.знать полную с/с готовой продукции или незавершенного произ-ва.

3.внедрение только производственной с/с не отвечает требованиям отечественной системы учета.

1) Простой (одноступенчатый) Д-К основан на использовании только операционных накладных затрат, пост. затраты не распределяются между носителями. При данном методе сумма покрытия (марж.доход) должны позволить осущ-ть все постоянные затраты, в отличие от многоступечатого Д-К.

2)многоступенчатый (развитый, разветвленный, дифференцированный)- постоянные затраты подразделяются по местам их формирования, т.е. по уровню управления предприятием, а отдельные части постоянных затрат относят на определенные кол-ва продуктов.

Поэтому постоянные затраты в этом случае м.б. представлены:

1) постоянные затраты на изделие, кот-ые можно прямо отнести на данный вид (расходы на освоение нового продукта);

2) постоянные затраты, относимые на группу изделий (затраты на НИОКР, амортизацию оборудования)

3) постоянные затраты, относимые на места возникновения (например, относимые на цех в к-ом производится группа изделий)

4) постоянные затраты, относимые на несколько мест их возникновения (на несколько цехов)

5) постоянные затраты предприятия в целом. При этом виде Д-К возможно получение маржинальных доходов разных ступеней.

107. Система нормативного учета затрат и его отличие от метода стандарт- кост.

Нормативный метод применяется при массовом и серийном произв-ве разнообразной и сложной продукции.

Основой для исчисления фактич. с/с выпускаемой продукции при нормативном методе служит калькуляция нормативной с/с составленная на основе норм затрат действующих на начало месяца. Метод позволяет своевременно выявлять причины отклонения фактич. расходов от норм осн-х затрат и смет расходов на обслуживание произ-ва и упр-я.

Аналитич. учет ведется по укрупненным группам однородной продукции. Метод может быть менее трудоемким, если в нормативную часть вкл-тся только прямые затраты. Изменение норм может привести к переоценке незавершенного произ-ва по текущим нормам на начало след месяца.

На практике коммерческие орг-ции могут использовать след.нормативы:

1.по кол-ву

Зф–Цф *(Кн±Ок), где

Ок – отклонение фактич.затрат от нормативов, вызванное изменением количеств-х ресурсов

Кн – нормативное кол-во использованных ресурсов

2.по ценам

Зф–Кн *(Цн ±Оц), где

Оц – отклонение по цене

Цн – нормативная цена

3.по кол-ву и ценам одновременно

Зф–(Цн±Оц) * (Кн±Ок)

Главное преимущество этого метода в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозном, при этом использ-тся технологическая документация сведения о ценах поставщиков на след.периоды,экспертные оценки

Недостатком этого метода яв-тся трудоемкость и неверный учет отклонений фактических затрат от нормативов. Отклонения выявляются расчетами за длительный период. Они не всегда документируются, ведется укрупненный учет без определения причин и виновников существенной суммы неучтенных отклонений от норм.

Сравнение:

1)Оба метода учитывают затраты в пределах норм;

2)Оба метода предполагают учет полных затрат;

3)В условиях «стандарт-кост» изменение норм в текущем учете не предполагается, а при нормативном методе это возможно;

4)В отличие от «стандарт-кост» в нормативном методе незавершенная продукция учитывается по нормативу.

5) В «стандарт-кост» использ-тся система счетов д/ учета затрат по нормам и выявление отклонений от норм, а в нормативном методе может применяться лишь один специализированный счет на к-ом показывается сумма отклонений фактической производств. с/с фактического выпуска от его стоимости по учетным ценам.

6) В «стандарт-кост» используется значительно больше норм и выявляется больше разновидностей отклонений, чем в нормативном методе.

108. Система функционального учета затрат (система ABC)

ABC метод основан на систематизации расходов и ресурсов по различным функциям, при этом все затраты группируют по функциям в разрезе статей калькуляции, а потом суммированные затраты относят на с/с выпускаемой продукции.

Принципиальное отличие ABC от других методов состоит в порядке распределения накладных расходов. При данном методе расходы и затраты не учитываются по периодам, а они аккумулируют (вкл. в себя) затраты на осущ-ие функций, поэтому алгоритм внедрения ABC метода: 1)классифицируются все функции организации;

2) они детализируются;

3)опред-тся классификатор действий и утверждается их реестр;

4)для каждого действия определяют показатель, кот не отражает затраты по нему-драйвер-это носитель затрат (Требования к нему: должны быть количественно определяемым и обычно он устанав-тся в ед. измерения соответ-щей деят-ти);

5)разрабатываются и утвержд-тся требования к первичной документации;

6) группировка данных по каждому процессу и составляется единый стоимостной комплекс;

7)делается расчет ставок драйвера по каждому действию;

8)затраты относят по процессам на объекты калькулирования;

9) определяется с/с объекта калькулирования.

Преимущества: предоставляет инф-цию по персоналу, участвующему в данном бизнес-процессе; накладные расходы распределяются в соотв-ии с их участием в процессе изготовления продукции; позволяет определять возможные пути снижения затрат; учитывать влияние различных функций на качество продукции; предоставляет достаточный объем информации для принятия управленческого решения в проблемных областях.

ABC метод эффективен для п/п с высоким уровнем накладных расходов. Является альтернативой позаказного метода.

109. Позаказный метод калькулирования себестоимости.

Применяется в единичном и мелко-серийном произв-ве, там, где имеет место технологический процесс, происходящий на разных рабочих местах, цехах и который носит прерывистый характер.

Методы используются в машиностроении, в ремонтных цехах заводов других отраслей.

Сущность метода в том, что учет затрат осущ-тся по затратам изготовления одного изделия или небольшой партией одинаковых изделий. Д/ этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается отдельная карточка, в к-ой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения. В карточке указывается наименование заказа, наличие изделий, срок начала и кол-во изделий в заказе, срок окончания работ. Каждому заказу присваивают очередной №. Карточка остается в том подразделение, где остается заказ, а ее копия направляется в бухгалтерию. Все заказы считаются незавершенным производством вплоть до окончания работ по заказу. Фактич. с/с = с/с всего заказа/ кол-во изделий заказа.

Все прямые затраты учитываются по мере их возникновения в течении всего срока заказа. Косвенные затраты распределяются по заказам в конце отчетного периода. Фактическая с/с заказа опред-тся после его выполнения.

В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное произ-во. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, то с/с опред-тся делением суммы всех затрат по статьям калькуляции на кол-во выработанной продукции.

На практике часто используется смешанный метод произ-ва, они используются в поточных и серийных произ-вах (в швейных, кондитерских).

110. Попроцессный метод калькулирования себестоимости.

Применяется в добывающих отраслях (угольной, газовой, нефтяной и т.д.), в массовом произв-ве, где производственный цикл непродолжительный, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и размер незавершенного произв-ва незначителен.

Здесь применяется единая ед. измерения – тонна. Выпускаемая продукция в натуральной ед. измерения – объект калькулирования, например, 1 тонна. Этот м-д обычно применяется там, где не возникают существенные запасы готовой продукции и полуфабрикатов.

Стоимость ед. продукции определяется: суммарные затраты / кол-во продукции. Все косвенные затраты учитываются на 25, 26 счетах и распределяются по видам продукции. Если выпускается несколько видов продукции, то косвенные затраты распределяется пропорционально объему произв-ва. Иногда пропорционально выбранной базе.

Если вся выпущенная продукция реализовывается, то имеет место простой попроцессный метод. Если продукция не полностью реализовывается, то применяется 2-х ступенчатый попроцессный метод, при котором стоимость опред-тся следующим образом:

стоимость 1 т = производственные затраты / V произв-ва + затраты косвенные / объем реализованной продукции. 2-хступенчатый метод на практике позволяет отражать затраты по местам их возникновения.

111. Попередельный метод калькулирования себестоимости.

Применяется в производствах с комплексным использованием сырья, в массовом, крупно-серийном, поточном производстве.

Сырье проходит последовательно несколько самостоятельных фаз обработки (передела). Каждый передел представляет собой законченную фазу обработки сырья, а полученный полуфабрикат может быть передан на следующий передел/продан.

Переделом назыв-тся такая совокупность технологических операций, к-ая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или не получением законченного готового продукта.

Прямые затраты отражаются в текущем учете по стадиям произ-ва, а внутри передела учет затрат может вестись по отдельным агрегатам и по видам вырабатываемой продукции. При этом основные затраты (прямые, производственные) распределяются по агрегатам на основе первичных документов. Общепроизводственные расходы учитываются отдельно по каждому агрегату и распределяются в конце месяца пропорционально выбранной базе, и распределяются по видам продукции. Если получается побочная продукция, то ее стоимость вычитается. Этот метод имеет 2 варианта:

1) без полуфабрикатный – продукция каждого предыдущего передела или яв-тся полуфабрикатом для последующих переделов или реализуется на сторону. Это опред-тся необходимостью оценки полуфабрикатов или по фактической плановой или нормативной с/с или по расчетным или отпускным ценам. При этом варианте полуфабрикатов отражается по отдельной статье;

2) полуфабрикатный – по каждому переделу учитываются главным образом затраты на обработку. С/с готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, общехозяйственные расходы, при этом калькулируют только с/с готовой продукции.

112. Центры ответственности и места возникновения затрат. Понятия, виды и условия выделения

Под центром ответственности понимается сегмент предприятия, возглавляемый ответственным лицом (менеджером), обладающим правами и полномочиями и отвечающим за результаты деятельности данного сегмента. Классификация:

1.По уровню аккумуляции средств: - Начальные, - Промежуточные,

- Конечные

2.По характеру выполняемых функций: - Основные, - Вспомогательные,

- Побочные

3.По отношению к процессу производства: - Основные, - Функциональные

4.По особенностям организации процесса произ-ва: - Постоянные,

- Ограниченные во времени

5.По объему полномочий и обязанностей: - Центры продаж,- Центры дохода, - Центры прибыли, - Центры инвестиций, - Центры контроля и управления, - Центры затрат

По функциональному принципу центры ответственности подразделяются:

-обслуживающие (вспомогательные, оказывающие услуги другим центрам);

-материальные (заготовка и хранение материалов);

-производственные (основное и вспомогательное производство);

-управленческие (бухгалтерия, юридический отдел и т.д.);

-сбытовые (реализация продукции) центры.

В соответствии с данным принципом возможно выделение:

-центра снабжения (заготовлением сырья; объемы запасов);

-центра производства, центра сбыта

-центра управления.

Места возникновения затрат – структурные подразделения по которым организуется нормирование, планирование и учет издержек производства.

Выделяют две категории (два вида) мест возникновения затрат:

1.основные МВЗ – места, затраты в которых не могут быть перенесены в другие центры возникновения затрат, а рассчитываются прямо на носители затрат (раскрой, шитьё, сборка);

2.вспомогательные МВЗ – места, затраты в которых относятся не прямо на носители затрат, а переносятся сначала на другие (главные или дополнительные) центры возникновения затрат (например, энергетическое снабжение, столовая, закупки, подготовительные работы).

Классификация мест возникновения затрат:

По отношению к производству классифицируются:

-производственные;

-обслуживающие;

-условные (для учета затрат не связанных с конкретным структурным подразделением)
Местами возникновения затрат являются рабочие места, участки, бригады, цехи, отделы предприятия.

113. Бюджетирование. Сущность, принципы.

Бюджетирование – это системы планирования, контроля и анализа материальных, финансовых и иных ресурсов, потребляемых и создаваемых организацией в ходе хозяйственной деятельности, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

Бюджетирование отражает систему отношений по поводу формир-я и распределения фин.ресурсов на основе технологий обработки внешней и внутренней инф-ции с помощью бюджетов орг-ции.

Цель бюджетирования: обеспечение эфф-ного использования фин.ресурсов орг-ции в соотв-ии с поставленными целями упр-я. Функции:

· обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности,

· повышает управляемость и адаптивность предприятия к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней (рыночной конъюнктуре) среде,

· снижает возможность злоупотреблений (например, сговор работников отдела сбыта с покупателями и т.д.) и ошибок в управлении,

· обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности,

· формирует единое ведение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем,

· обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.

Принципы:

Принцип системности – в процессе планирования в расчет вкл. ряд показателей финансово-хозяйственной деят-ти на основе к-ых строится целостная система плана, охватывающая все стороны деят-ти п/п как системы.

Принцип обоснованности целей и задач п/п – система бюджетир-я должна подчиняться целям и задачам и содержать необх. для упр-я показатели.

Принцип непрерывности. Компания постоянно развивается, внешняя и внутр.среда изменяется постоянно, поэтому может меняться и бюджет.

Принцип экономичности – расходы на орг-цию бюджетир-я должны окупаться.

Принцип директивности – бюджет приобретает силу закона д/ всех подразделений п/п после его утверждения.

114. Инвестиции и капитальные вложение: их сущность, виды, экономическое значение, отличие.

Инвестиции — вложение капитала в какое-либо предприятие независимо от отрасли с целью получения прибыли, а также ср-ва, направляемые на строительство новых объектов.

Виды:

Портфельные (финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий.

Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

Различают инвестиции:

Валовые инвестиции: ИВ = ИЧ + А, где Ив – валовые инвестиции; Ич — чистые инвестиции; А — амортизационные отчисления.

Чистые инвестиции – это валовые инвестиции за минусом амортизационных отчислений. ИЧ = ИВ – А.

Инвестиции классифицируются по признакам:

1. По объектам вложения: - реальные инвестиции; - финансовые инвестиции

2. По характеру участия в инвестиции: - прямые, - непрямые

3. По периоду инвестирования: - долгосрочные; - краткосрочные

4. По формам собственности инвестиционных ресурсов: - совместные;

- иностранные; - государственные; - частные

5. По региональному признаку: - зарубежные; - внутри страны

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал(основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования. Основные функции:

- процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов; процесс обеспечения и восполнения оборотного капитала; перелив капитала из одной сферы в другие, более привлекательные;

- перераспределение капитала между собственниками путем приобретения акций и вложения средств в активы других предприятий.

Капитальные вложения различают по следующим признакам:

- по признаку целевого назначения будущих объектов: на производственное строительство; на строительство культурно-бытовых учреждений; на строительство административных зданий; на изыскательские и геологоразведочные работы;

- по формам воспроизводства основных фондов: - на новое строительство; - на расширение и реконструкцию действующих предприятий; - на модернизацию оборудования; - на капитальный ремонт;

- по источникам финансирования – на централизованные и децентрализованные;

- по направлению использования – на производственные и непроизводственные.

Отличие инвестиций от капитальных вложений состоит в том, что последние вообще не предполагают возврата, хоть и имеют свой период окупаемости. Кроме того, кап.вложения осущ-тся преимущественно в больших объемах и в основные фонды(здания, сооружения, транспорт, технику и т.п.),а инвестировать можно во что угодно и в любых суммах.

115. Способы начисления процентов и дисконтирования.

Процентная ставка – это процент денежной прибыли, которую заемщик выплачивает кредитору за взятый в ссуду денежный капитал.

Период начисления – интервал к которому приурочена процентная ставка.

Процесс наращения (S) (рост первоначальной суммы) – процесс увеличения суммы денег в связи с присоединением процентов к сумме долга.

Процесс наращения может проходить:

1)по простой ставке – база наращения не изменяется, процент определяется ежегодно от суммы первоначального долга. 2 способа:

1.математическим P=S/(1+i∙n) = S=P/(1+i∙n), где 1/(1+i∙n) – дисконтный множитель; Дисконтный множитель показывает какую долю составляет Р в величине S.

2.банковский учет d = S – P/ S (расчет ставки), P =S (1-n d), где d – простая учетная ставка

2)по сложным ставкам – последовательное инвестир-е средств вложенных под определенный процент. P=S(1-d)n. В данном случае процесс дисконтир-я происходит в замедлении, так как на каждом шаге времени учетная ставка применяется не к первоначальной сумме, а к сумме, уменьшенной за предыдущий период на величину дисконта.

S=P/(1- d)n – множитель наращения.

Присоединение начисленных процентов к сумме которая служила базой для их определения называют капитализацией процента. 2 способа:

1) математическим S=P(1+i)n – дисконтный множитель

В расчетах связанных с определением экономической эфф-ти проекта используется математическое дисконтирование.

2) банковский учет

Дисконтирование – определение стоимостной величины на некоторый момент времени при условии, что в будущем она составит S. Иначе этот процесс называется приведением стоимостного показателя к заданному моменту времени. Величину Р найденную дисконтированием S называют приведенной или современной величиной. Таким образом, фактор времени отражается, влияя на стоимостные показатели.

116. Эквивалентные процентные ставки и изменение условий контракта

Эквивалентные процентные ставки – это разнородные процентные ставки, которые конкретно приводят к одному и тому же финансовому результату.

Принцип эквивалентности в наиболее простом проявлении следует из формул наращения и дисконтирования, связывающих величины Р и S. Сумма Р эквивалентна S при принятой процентной ставке и методе ее начисления. Две суммы денег S1 и S2, выплачиваемые в разные моменты времени, считаются эквивалентными, если их современные (или наращенные) величины, рассчитанные по одной и той же процентной ставке и на один момент времени, одинаковы. Замена S1 на S2 в этих условиях формально не изменяет отношения сторон.

Равноценность финансовых последствий может быть обеспечена, если наблюдается равенство множителей наращения.

Если в выражениях:

1) простая процентная ставка ;

2) наращенная сумма по учетной ставке

Если, то множители наращения равны

Если срок ссуды меньше года, то n = t/K и эквивалентность определяется для двух случаев равных временных баз и разных временных баз.

Если временные базы одинаковы (К=360), то формулы имеют вид:

Если начисление процентов по ставке i производится при базе 365, а по ставке d при базе 360, то справедливо:

На практики возникают случаи, когда необходимо заменить одно финансовое обязательство другим или объединить несколько фин. обязательств в одно.

Объединение финансовых обязательств называется консолидацией платежа.

Объединение нескольких платежей с продлением срока пролонгация.

Одним из распространенных случаев изменения условий контрактов является консолидация (объединение) платежей. Пусть платежи S1,S2, …, Sn со сроками n1, n2,..., nm заменяются одним в сумме So и сроком n0. В этом случае возможны 2 постановки задачи: если задается срок n0, то находится сумма So и наоборот, если задана сумма консолидированного платежа So, то определяется срок n0.

Для краткосрочных контрактов применяется простые проценты, для средне и долгосрочных применяется сложные проценты.


117. Методы оценки инвестиций основанные на дисконтировании денежных поступлений

Денежный поток инвестиционных поступлений – это денежные поступления а также платежи при реализации проекта, определяемые для всего расчетного периода.

1) Метод определения чистой текущей стоимости (NPV)/

Чистая текущая стоимость – сумма текущих стоимостей всех спрогнозированных, с учетом ставки дисконтирования, денежных потоков.

Модификация NPV

1. Инвестиции осущ-тся в начале 1 года, реализация проекта, т.е они не дисконтированы.

NPV = Σ Д/(1+i)n – И

2. Если доходы в виде аннуитета

Д = Д1 = Д2 = Д3 = … R NPV = Д * аn, i – Σ И * 1/(1+i)n

3. Если проект не имеет конкретных сроков реализации, то невозможно определить доход или сколько будет получаться доход.

g – темп роста или снижение дохода в течение определенного периода:

Если доходы снижаются, то i+g

Если доходы увеличиваются, то i-g

В качестве дохода в инвестиционном проекте рассматривается сумма чистой прибыли и амортизационные отчисления

Д = ЧП + Амортизац.отчисления

Если NPV больше 0, то проект принимается. Если NPV меньше 0, то проект отвергается. Если NPV равно 0, то рассматривается экономическая и социальная эфф-ть проекта.

2) Метод расчета рентабельности инвестиций. Рентабельность инвестиций PI — это показатель, позволяющий определить, сколько дохода получает по проекту на 1 руб. инвестиций.

PI = Σ Д /(1+i)n / Σ И /(1+i)n

Если инвестиции в начале 1 года реализации проекта, то

PI = Σ Д/(1+i)n / Инвестиции

Формула Гордана: PI = / Инвестиции

Если PI больше 0, то проект принимается. Если PI меньше 0, то проект отвергается. Если PI равно 0, то рассматривается экономическая и социальная эфф-ть проекта.

3) Метод расчета внутренней нормы рентабельности инвестиций IRR.

NPV проекта = 0.

NPV = Σ Д /(1+i)n – Σ И /(1+i)n = 0.

IRR = i при NPV = 0.

IRR показывает максимально допустимый относительный уровень расходов по проекту, то проект финансируется за счет кредита в банке, то процентная ставка по кредиту должна быть меньше показателя IRR, т.е. IRR показывает верхнюю границу уровня банковской процентной ставки, если они равны, тоNPV проекта=0

Если IRR больше процентной ставки по проекту, то принимаем. Если IRR меньше i, то отвергаем. Если IRR равно i, то рассматриваются иные виды эффективностей.

118. Простые методы экономической оценки инвестиций.

1.срок окупаемости Ток = Инв/ΣДоходов

При окупаемости проекта больше 8лет, проект может быть не интересен инвестору. Метод сложения. В этом случае доходы проекта суммируются нарастающим итогом до того года

пока сумма доходов не сравняется с суммой инвестиций.

2.бухгалтерская рентабельность(ARR)

Данный показатель ориентирован на оценку инв. на основе дохода фирмы. Показатель представляет собой отношение средней величины дохода фирмы по бухг.отчетности к средней величине инвестиций. Обычно в кач-ве дохода принимают значение чистой прибыли, в кач-ве прироста инвестиций берется значение прироста активов баланса (внеоборотные активы+оборотные активы)

ARR = прирост чистой прибыли (∆ЧП) / стоимость активов на конец периода – стоимость активов на начало периода = руб ЧП/1руб прироста активов

Если проект реализовывается, то показатель бухг. рентабельности часто используют в системе стимулир-я высшего менеджмента, т.к он ориентирован на улучшение бухг.показателей.

Недостатки проекта:

*не учитывается разноценность денежных ср-в во времени;

*не учитывается различие в продолжительности эксплуатации активов;

*расчеты на основе бухг. рентабельности яв-ся менее глубокими и использ-тся для рекламы проекта.

Простейшие показатели обычно опред-ют до начала расчета дисконтных показателей(NPV, PI, IRR) и они фактически не используются в усл-ях выбора одного проекта из нескольких или составления оптимального портфеля инвестиций.

119. Сравнительная эффективность вариантов инвестиций. Методы оптимизации инвестиционного портфеля.

Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений служит для выявления экономичного варианта решения конкретных хозяйственных и технических задач. Она показывает, насколько один вариант лучше другого.

Методы: 1) Метод сравнительной эффективности приведенных затрат. Критерий – показатель приведенных затрат, который представляет собой сумму текущих издержек и единовременных затрат, приведенных к годовой. Более эффективный вариант, по которому приведенные затраты будут меньшими.

2)Метод сравнения прибыли – применяют, когда сравниваемые инвестиционные проекты различаются величиной прибыли, и объемом выпуска продукции. Более выгодный тот вариант, где больше чистой прибыли.

Инвестиционный портфель – совокупность объектов реального (портфель реальных инвестиций) и финансового (портфельные инвестиции) предназначены для осуществления инвестиционной деятельности (акции, облигации, фьючерсы, различные финансовой сделки)).

Оптимизация портфеля инвестиций позволяет найти наиболее эффективный способ вложения капитала в акции нескольких компаний. Основными принципами формирования являются надежность и доходность вложений, их стабильный рост и высокая ликвидность.

1.Метод оптимизации инвестиционного портфеля по модели Г. Марковица - Идея об эффективности рынка ценных бумаг, рынок, который мгновенно реагирует на появление новой информации. Инвестор должен оценить доходность и отклонение каждого портфеля и выбрать наилучший портфель, который больше всего удовлетворяет его желания – обеспечивает максимальную доходность при допустимом значении риска.

2. Оптимизация инвестиционного портфеля по модели Шарпа

Метод линейного регрессионного анализа, позволяющий связать – независимую Х и зависимую Y (Y = α + β×Х). В модели Шарпа независимой считается величина какого-то рыночного индекса. Таковыми могут быть, например, темпы роста валового внутреннего продукта, уровень инфляции, индекс цен потребительских товаров и т.п. Сам Шарп в качестве независимой переменной рассматривал норму отдачи rm, вычисленную на основе индекса Standart and Poor's (S&P500). Достоинства модели позволяет сократить объемы вычислений при определении оптимального портфеля, давая при этом результаты, близко совпадающие с получаемыми по модели Марковица.

120. Инвестиционный капитал и его структура

Инвестиционный капитал – финансовые ресурсы, имущество, интеллектуальный продукт, в узком смысле - капитал, вложенный в долгосрочные инвестиции.

Инвестиционный капитал предприятия – это комплекс капитальных активов, которыми располагает и/или планирует располагать фирма, для инвестирования.

Инвестиционный капитал бывает:

Собств.ср-ва предприятия выступают как внутренние(вторичные), а заемные и привлеченные как внешние(первичные)источники финансир-я. 1.К собственным относятся: чистая прибыль от производств.и фин.деят-ти предприятия; амортизац.отчисления; страховые возмещения убытков вызванных потерей имущ-ва; ср-ва от продажи основных ср-в; ср-ва от реализации НМА.

2.Заемные – ср-ва полученные на опред.срок. и подлежащие возврату с уплатой за их использование. Их можно разделить на долго- и краткосрочные. Долгосрочн. вкл. долгосрочные кредиты банков и др.инвесторов, долгосрочн.государств. инвестиционные кредиты, ср-ва от выпуска долгосрочн. облигаций и др.долговых обязательств.(на срок свыше 1года). Краткосрочные вкл. ср-ва от выпуска краткосрочн. облигаций и др.долговых обязательств(срок менее 1года), краткосрочн.кредиты банков и др.

3.Привлеченные − ср-ва предоставленные на постоянной основе по к-ым может осущ-ться выплата владельцам этих ср-в дохода и к-ые могут не возвращаться владельцам. Относятся: ср-ва получаемые от размещения акций АО, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, ср-ва иностр. инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных орг-ций гос-в и др.

Сравнительные хар-ки собственных источников

+ доступность, быстрота мобилизации, меньшая стоим-ть или цена

- ограниченность объемов, отвлечение собств-х ср-в из оборота, отсутствие независимого контроля эфф-тью использования.

Внешние источники:

+ все недостатки собственных источников

- сложность привлечения (необх. залога), риск наступления не платежеспособности, уменьш.прибыли в связи с выплатой процентов, возможность изменения структуры собственника.

Рассчитывается эфф-ть инв. с учетом фактора времени, т.к стоим-ть денег и покупательская стоим-ть денег в разные временные интервалы разные. Учет фактора времени в процессе финансир-я и кредитования выражается в виде неравноценности денег относящиеся к разным моментам времени. Учет фактора времени осущ.с помощью процентных ставок.

Инвестиционный капитал состоит:

Материальные активы: непосредственные инвестиции в материальные объекты (земельные участки, средства производства, оборудование, производственные запасы).

Финансовые активы:осуществляются в производстве товаров, услуг или рабо

Нематериальные активы: вложение денежных средств в общие условия процесса воспроизводства

121. Риски инвестиционного проекта, их классификация и методы оценки

Инвестиционный риск – вероятность отклонения величины фактического инвестиционного дохода от величины ожидаемого: чем изменчивее и шире шкала колебаний возможных доходов, тем выше риск, и наоборот.

Классификация:

1.в зависимости от последствий рисков;

-чистые (возможность получения отриц. или нулевого результата.)

-спекулятивные (возможности получения как +, так и - результата.)

2.В зависимости от степени влияния на фин. положение предприятия

- допустимый (принимают угрозу полной потери прибыли.)

- критический (сопряжен с утратой предполагаемой выручки.)

- катастрофический (потеря имущества и банкротства предприятия).

3. По источникам возникновения рисков: деловой риск; финансовый риск; риск, связанный с покупательной способностью; процентный риск; риск ликвидности; рыночный и случайный риск.

4.зависящие и не зависящие от деятельности организации.

5.В зависимости от причин возникновения и возможности устранения:

-диверсифицированный (несистематический) (зависит от деятельности самой организации)

-недиверсифицированный (систематический) риск (связан с внешними факторами)

Методы оценки:

Объективные методы применяются, если имеется представительная статистическая выборка по рискам в определенной инвестиционной деятельности. Величина риска, или степень риска, измеряется двумя критериями: 1) средним математическим ожиданием; 2) колеблимостью (изменчивостью) возможного результата (дохода).

Субъективные методы — более разнообразны.

Суть:

-выявляются все возможные причины появления риска;

-все выявленные причины разделяются по степени значимости (влияния на инвестиционный риск), устанавливаются балловые и весовые коэффициенты;

-обобщенная оценка риска определяется путем умножения значения каждой причины в баллах на весовой коэффициент и их суммирования.

122. Система цен.

Система цен – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников рынка.

Международные цены – это цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру.

Национальные цены – цены, обслуживающие национальную экономику, формируемые с учетом особенности отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе – цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности процессов с иностранными инвестициями других форм международном совместном бизнесе.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортированной и экспортированной продукции.

Цены классифицируют по различным критериям:

1.По сферам товарного обслуживания выделяют:

-оптовые – цены по к-ым п/п реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения

(С/с+Прибыль – цена оптовая);

(С/с+Прибыль+Акциз – цена оптовая +акциз);

(С/с+Прибыль+Акциз+НДС – цена оптовая отпускная);

(С/с+Прибыль+Акциз+НДС+Надбавка – цена розничная)

-розничные – цены по к-ым реализуются товары конечному потребителю

-закупочные – гос-во покупает продукцию у сельскохозяйственных п/п

-цены и тарифы услуг. Тарифы могут относится к сфере оптовой и розничной торговле. 2.По способу отражения транспортных расходов выделяют: -цены франко-отправления вкл. издержки на доставку до пункта магистрального транспорта. Расходы на остальной путь покрывает покупатель;

-цены франко-назначения

3.По формам продаж выделяют: - контрактные (договорные) цены,

-биржевые котировки отражающие уровень котировки товара, реализуемые ч/з биржи. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки, надбавки и скидки за кач-во и удаленность от места поставки;

-цены ярмарок и выставок (часто льготные), -аукционные цены;

4.По стадиям продажи выделяют:

- цены предложения - цены спроса, - цены реализации

5.По степени регулирования выделяют:

*жестоко фиксированные цены, *регулируемые цены (устан-тся гос-вом), *свободные цены,

6.По степени устойчивости во времени выделяют:

*твердые цены устан-тся при заключении договора на весь срок действия;

*подвижные цены, когда зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменяется рын.цена товара, устанавливаемая по оговоренному в контракте источнику;

*скользящие цены, когда в договоре опред-тся исходная цена и оговаривается порядок внесения поправок в случае изм.стоим-ти ценообразующих факторов. Скользящие цены устан-тся на товары, требующие длит-го срока произ-ва;

*цены с последующей фиксацией. В договоре опред-тся усл-я фиксации и принцип определения уровня цен.

Базисный, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (надбавок, наценок).

123. Затратные методы ценообразования.

Затратные методы ценообразования основываются на расходах продавца и не отражают покупательский спрос и конъюнктуру рынка.

1.Метод «средние издержки + прибыль»

Цена рассчитывается как начисление наценки на себестоимость товара.

2.Метод ценообразования на основе переменных затрат

Заключается в установлении некоторой наценки к переменным затратам для каждого вида продукции.

% наценка =(желаемая величина прибыли + суммарные постоянные затраты + производственные затраты + коммерческие общеадминистративные расходы): суммарные переменные производственные затраты

Цена на основе переменных затрат = переменные производственные затраты на единицу продукции + % наценки * переменные затраты на единицу продукции

3.Метод установления цены на основе валовой прибыли

валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации и себестоимостью продаж продукции. % наценка= (желаемая величина прибыли + %наценки)/суммарные производственные затраты

ЦЕНА = суммарные производственные затраты на ед. продукции + % наценки * суммарные производственные затраты на ед. продукции

4.Метод рентабельности продаж

% наценка включает только величину желаемой прибыли. Все затраты должны быть распределены по единицам продукции. % наценка = желаемая величина прибыли / суммарные производственные затраты

ЦЕНА = суммарные затраты на единицу продукции + % наценки * суммарные затраты на единицу продукции

5.Метод установления цены на основе рентабельности активов

При установлении цены учитывается минимально желаемая норма рентабельности активов.

ЦЕНА = суммарные затраты на единицу продукции + желаемая норма рентабельности активов * общая стоимость / ожидаемый объем производства

6.Метод учета полной себестоимости

7.Метод на основе анализа безубыточности - определение точки безубыточности (критическая точка) такого объема производства, при реализации которые достигаются нулевой результат. Предприятие не получает прибыли, но и не имеет убытка. Для определения точки безубыточности применяют такие методы: - математический;

- метод маржинального дохода

- графический.


124. Методы расчета средней цены

Средняя арифметич. цена

Ц ср. ариф= – это ср.цена между ценой продавца ценной бумаги, товара, валюты и ценой покупателя.

где Цi – цена товара, Оi – объем товара.

Данная формула применяется редко, т.к. не учитывает различия в составе товара.

Средняя хронологическая цена

Цср.хронолог.=;

где – Ц1,Ц2,Ц3…Цt – цены определенного периода (на начало (или на конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде. Применяется, когда периоды регистрации цен равнозначно отделены друг от друга.

Средняя хронологическая взвешенная цена

Ц ср.хр.в.=;

где – Цсрi – средняя цена за конкретный период.

Ti – число месяцев в определенном периоде.

Применяется, когда даты регистрации цен расположены неравномерно.

Средняя арифметическая взвешенная цена

Ц ср. ариф. взв.=;

где Ц – среднемесячная цена един. товара.

О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения.

Средняя гармоническая взвешенная цена

Ц ср. гарм. взв.=;

где ЦО – товарооборот в рублях (цена единицы товара умноженная на объем его продажи).

Применяется, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (в руб.) соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостной показатель.

Цена средняя базисная

Ц ср.б.=;

Цена средняя отчетного периода

Ц ср. о.=;

где Цб, Цо – цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах, Оо – объем проданных товаров в отчетном периоде.

Применяется для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продажи, ассортимента товаров на изменение средних цен.


125. Инновационный потенциал предприятия

Инновационный потенциал предприятия – это мера готовности выполнить задачи обеспечивающий достижения поставленной инновационной цели.

Инновационный потенциал отражает способность предприятия к усовершенствованию или обновлению, он характеризует тот максимальный объем инновационной продукции, который возможен при полном задействовании имеющихся инновационных ресурсов. Инновационные ресурсы – совокупность финансовых, интеллектуальных и материальных средств, которыми располагает предприятие для осуществления инноваций.

Инновационная восприимчивость бывает:

- внешняя связана с наличием рын.отношений, характеризующаяся законом спроса и предложения, развитостью товарно-денежных отношений и состоянием финансово-эк-ких отношений

- внутренняя. Относят систему мотивации, орг.структуру субъекта, инновац.климат, стиль упр-я, технич.оснащенность, уровень квалификации, также финансово-эк-кие отношения.

Факторы внутр.среды: форма собственности, методы упр-я, кадры, мотивация, орг.структура, финансир-е.

Орг.структура должна отвечать след.требованиям: 1)поддерживать постоянную генерацию новых идей; 2)способствовать проникновению нововведений в действующие организац.правила; 3)внедрить новые идеи и превращать их в часть ежедневной работы.

Линейно-функциональная структура – наименее чувствительна к прогрессу в области науки. Функционирует лишь тогда, когда изменения происходят равномерно.

Дивизионная структура – более чувствительна к инновациям, позволяет осуществлять активную замену продукции, не затрагивая другие наиболее оптимальные д/ внедрения инновации.

Матричная структура – решетчатая орг-ция построенную на принципе двойного подчинения.

Виды стратегии:

*натуральная – проявление инициатив в выборе предмета инноваций (испытание базисных инноваций)

*активная – признание приоритетности целей, побуждает к поиску новых инновац.ресурсов, способных обеспечить выход на структуру произ-ва удовлетворяющие потребности рынка

*пассивная – подчинение стратегич.целей состоянию созданных инновац.ресурсов

*оборонительная – реакция на инициативы конкурентов.

Типы инновационного поведения компаний:

1.виоленты – это крупные компании, осуществляющие массовое произ-во, обладающие большой ресурсной силой, хар-тся высокой численностью сотрудников, множеством филиалов, продукция отличается высоким кач-вом, высоким уровнем стандартизации, низкие цены свойственные массовому произ-ву.

Типы виолентов: гордый лев (тип д/ к-го характерно самое динамичное развитие), могучий слон (тип с менее динамичным развитием, с расширенной диверсификацией в целях компенсации за потерю позиции лидера в отрасли. Свойственна тактика ловкого второго, не обязательно быть первым, чтобы получить прибыль от нововведений), неповоротливый бегемот (тип утратил динамику развития чрезмерно увлекшись диверсификацией).

2.патиенты – это стратегия дифференциации продукции, занятие совей ниши, узкого сегмента рынка. 1)участие в модификации серийной продукции; 2)исполнение специфич-ких заказов;

Изменения профиля невозможно. 2 профиля: стагнация и умеренный рост вместе с низшей.

3.эксплеренты – гл.роль инновационная составляющая в создании радикальных прорывных нововведений, новых продуктов и технологий.

4.коммутанты – мелкие компании с одной стороны, содействуют диффузии нововведений, с другой стороны, рутинизации. Эти мелкие компании активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий в массовом порядке создавая на их основе новые услуги.

Для оценки инновационного потенциала компании могут быть использованы следующие показатели:

- Научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих научную степень, количество рациональных предложений на одного сотрудника, количество патентов и др.)

- Показатели коммерциализации (доля новой продукции в общем объеме производимой продукции, количество лицензионных договоров и др.)

- Продолжительность выполняемых работ (величина инновац-го блага).

- Характеристика инновационности управляющей системы (формы стимулирования инновационной деятельности на предприятии, участие в реализации инновационных проектов руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).

126. Стратегии инновационной деятельности предприятия. Принципы и задачи государственной инновационной политики.

Инновационная стратегия – деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и менеджмента. Виды стратегии инноваций:

*натуральная – проявление инициатив в выборе предмета инноваций (испытание базисных инноваций)

*активная – признание приоритетности целей, побуждает к поиску новых инновац.ресурсов, способных обеспечить выход на структуру произ-ва удовлетворяющие потребности рынка

*пассивная – подчинение стратегич.целей состоянию созданных инновац.ресурсов

*оборонительная – реакция на инициативы конкурентов.

Инновационная политика государства – это совокупность форм методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых изделий и технологий

Задачи ГИП:

1.обеспечить скоординированную деятельность гос.органов, хозяйств-ных и научных организациях

2.обеспечение эффективного НТП (научно-технический потенциал)

3.сохранение НТП и обеспечение прорывных технологий

4.углубление, специализация и кооперация предприятий с инновационными предприятиями

5.повышение инвестиционной инновационной активности малого бизнеса

Важнейшие принципы государственной инновационной политики:

-опора на отечественный научный потенциал

-свобода научного творчества

-стимулирование развития фундаментальных научных исследований

-сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ

-создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности

127. Инновационное законодательство в РФ.

Законодательство РФ об инновационной деятельности состоит из Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения, связанные с инновационной деятельностью в РФ.

Инновации как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в новой продукции или технологии, т.е. как творения человеческого разума, его интеллекта, являются объектами интеллектуальной собственности. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации

Для управления инновационными процессами важно то, что законодательство России по промышленной собственности, как и практически всех других стран, базируется на ее Патентном законе. В структуру российского Патентного закона, включены нормы, касающиеся трех объектов промышленной собственности:

- изобретений,- полезных моделей и промышленных образцов.

Правовая охрана изобретения осуществляется с помощью патента – документа, удостоверяющего авторство изобретения и предоставляющего его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения.

Обладание патентом означает, что никто не имеет права использовать данную интеллектуальную собственность (изобретение) без согласия владельца патента, а согласие может даваться путем выдачи лицензии.

Наряду с промышленной собственностью важной составляющей интеллектуальной собственности является авторское право.

представляют собой произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения и достоинств, способа выражения, осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Особое место среди различных видов конфиденциальной информации инновационных организаций занимают ноу-хау.

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность.

128. Учет денежных средств на предприятии: кассовые операции, операции на расчетном и валютных счетах.

Кассовые операции – это операции с наличными денежными средствами осуществляются через кассу предприятия. Основная часть расчетов производится в безналичном порядке, т.е. через банки.

В бух.учете организации, для учета наличия и движения денежных средств в кассе, используется активный счет – 50 "Касса". Сальдо счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца. Оборот дебету счета отражает поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации, по кредиту - выплата денежных средств и выдача денежных докумен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow