Философские искания античного Запада

Поиск нового объяснения мира, отличного от мифологических представлений, в Европе закономерно сосредоточился на северном и восточном побережье Средиземного моря, в местах, пограничных с Ближним Востоком и Египтом.

Аналогично восточным мудрецам, европейские продвинутые умы в своем стремлении разгадать самые глубокие тайны мироздания двигались по-разному. Выделяются несколько ранних философских школ, но прежде мы определим основные периоды развития античной философии. Их три:

· становление – этап, на котором разрабатывались базовые философские понятия (конец VII –V вв. до н.э.);

· формирование – этап систематизации новых знаний (середина V – IV вв. до н.э.);

· развитие – этап дальнейшей работы по интерпретации философских идей (III – I вв. до н.э.)

Первый этап еще называют архаическим (древнейшим); второй – классическим, подчеркивая его историческую значимость: на него опиралось все последующее развитие не только философии, но и культуры в целом; третий – эллинистическим (он начинается с завоеваний Александра Македонского, благодаря которым огромные территории включаются в античный мир (эллинизируются) и заканчивается формированием обширной Римской империи). В дальнейшей истории Античности выделяют также четвертый, уже римский период (I –V вв. н.э.).

Архаический этап связан с вкладом в рождение философского миропонимании таких выдающихся ученых, мыслителей, как Фалес (ок. 625 – ок. 547 гг. до н.э.), Пифагор Самосский (VI в. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 544 – ок. 483 гг. до н.э.) Они либо были лидерами школы, либо наиболее авторитетными выразителями разрабатываемых идей. В числе первых – Фалес, Парменид, Пифагор, вторых – Гераклит, Демокрит.

Самые известные школы ранней античной философии: Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, а также Гекатей); Пифагорийская (Пифагор и ученики, в частности Архит); Элейская (Мелисс, Ксенофан Колофонский, Парменид Элейский, Зенон Элейский). Центральными проблемами, вокруг которых разгорелся спор между школами и отдельными философами, были вопросы о природе мира (идея бытия) и о его движении.

Важнейшие идеи, выдвинутые античной философией на этом этапе:

· о единстве мира («все есть одно»);

· о различии сущности и существовании (элейская школа);

· о противоположностях как источниках самодвижения (Гераклит Эфесский);

· о взаимозависимости философских и научных знаний (натурфилософии).

Непосредственным продолжением этой традиции была об атомном строении материи, разработанная школой атомистов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Именно философы этой школы ввели само понятие «атом» - мельчайшая частица вещества. Слово «атом» по-гречески означает «неделимый».

Подробнее о философских школах этого периода рекомендуется читать в справочной литературе. Кроме характеристики основных идей каждой школы, постарайтесь провести параллели между ними. Попробуйте, например, найти общее и отличия в идеях Милейской и Элейской школ, обнаружить противоречия во взглядах представителей элейской школы и Гераклита, сравнить понимание Демокритом атомного строения материи и идею Парменида о неделимости бытия.

Классический этап совпал со временем демократических преобразований в греческих полисах (так назывались многочисленные города (области)-государ­ст­ва, образующие условную целостность страны). Есть версия, что наступление демократии способствовало распространению и развитию философии.

Новый этап начинался с движения софистов. Софисты – платные учителя постижения секретов мудрости. Они учили греков правильно думать и гово­рить, чтобы не оказаться в логических ловушках, расставленных недругами или шутниками, пользоваться речью в публичной деятельности, например, перед вы­борами в органы власти.

Софисты придумывали различного рода мыслительные упражнения, ос­тавлявшие "в дураках" неискушенных в мастерстве думать сограждан, разъяс­няли ошибки, вселяли в учеников уверенность в своих способностях. Софисты были востребованы обществом, а их профессиональная деятельность, направ­ленная на анализ правил мышления, стала частью культурного прогресса во­обще и познания закономерностей работы сознания в частности. Среди софис­тов выделялись Протагор Абдерский (ок.480 - ок.410 гг. до н.э.), Горгий из Леонтии (ок.480 - ок.410 гг. до н.э.).

Запутывали ход рассуждений софисты с помощью таких операций, как употребление ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные, спе­куляция фактами, обыгрывая сложность объекта. Главный же порок софистов заключался в абсолютизации относительности и автономности существования явлений и нашего восприятия их существования. Всем, кто не хочет выглядеть жертвой ("лохануться") в споре, игре и т.п., очень рекомендуем заочно по­учиться у софистов, разобрав типичные софистические случаи и приёмы ("Рогатый", "Куча", "Бутерброд", "Покрытый").

Софисты понимали опасность своего занятия, поэтому готовили позиции для отступления. "Спасение" они искали в теории познания. Именно софисты высказали и попытались обосновать идею об отсутствии объективной истины. Отрицая объективность истинного знания, они отрицали универсальность истины, что позволяло говорить о множестве истин: у каждого своя истина. Протагор говорил: "Человек есть мера всех вещей".

Отказ от элемента абсолютности в истинном знании и абсолютизация относительности истины послужили основанием направлению "релятивизм" в теории познания. К софизму восходят начала и познавательного пессимизма – скептицизма и агностицизма. Скептики сомневались в возможности получения истинного знания, агностики доказывали непознаваемость мира вещей. Они утверждали: мир наших знаний и мир вещей не совпадают. Наши знания о мире условны, вероятностны и не более того. Горгий в сочинении "О несуществующем, или о природе" писал: нет ничего (1); если бы что-то и было, то оно было бы непознаваемым (2); если кто-то и смог бы что-либо познать, то не мог бы передать это знание другому (3).

Софисты выступили против устойчивого мнения предшественников о силе человеческого познания, но их попытка философского переворота не удалась. Познавательный оптимизм восстановил в правах Сократ, защитивший понимание истины как объективного, т.е. равносильного для всех знания.

Сократ Афинский (ок.469 – 399 гг. до н.э.) открыл Платона, учившего, в свою очередь, Аристотеля, поэтому началом классического этапа считают не философию софистов, а философские идеи Сократа.

Образ жизни Сократа похож на то, что нам уже известно о Будде и Конфуции. Сократ не писал сочинений, рассуждать он шёл в народ, на площадь. Но способ рассуждений Сократа существенно иной – логический, дискуссионный. Сократический метод назвали "майевтикой" (повивальным искусством), намекая на то, что Сократ не наставлял, он помогал собеседнику "родить" истину.

В то же время Сократ стремился возвысить мысль собеседника, поднять его взор над бытовой суетой, помочь понять смысл жизни, т.к. без умения "зрить в корень" вещей нельзя обрести духовную силу. Софисты пытались, используя противоречия, сбить сознание с толку, Сократ через мысленные лабиринты вёл собеседника к истинному знанию мира и своего в нём места.

Утверждая объективность и универсальность истины, Сократ сознавал, что истина – высшая ступень знания, её невозможно достигнуть в полном объёме, к ней нужно стремиться, постоянно приближаться. Познание – это не акт, а процесс, долгий и трудный. Самый образованный, культурный и умный среди современников, Сократ однажды произнёс как признание, отражающее суть его философии, историческую фразу: "Я знаю только то, что ничего не знаю". И это не было капитуляцией способности познать мир. Сократ хотел сказать, что человеческий ум силен не достигнутым, а неограниченностью способности достичь знания. С Сократом ассоциируют эвристический метод познания (от греч. "эвриско" – нахожу).

Служение истине Сократ считал долгом человека, он остро критиковал нарушения демократии, за это правители преследовали философа. Вдумайтесь в его биографию. Жизнь Сократа всегда была интересна и философам, и писателям. Одни его ценили за выдающийся ум, ученость, другим он казался чудаком. В нём сочетались богатство духа и бытовая бедность. Ученики, сбросившись, покупали ему одежду, чтобы было в чём выйти из дома. Но редкий учитель имел столько учеников, и каких! На идеях Сократа сформировалась первая полноформатная система Платона, выбравшая в себя все основные разделы философии: учение о бытии, познании, человеке, общественном устройстве.

Платон (428-347 гг. до н.э.) родился в Афинах, его настоящее имя Аристокл. Почему в историю он вошёл Платоном - "широким" - достоверно неизвестно, но предположений немало, начиная с особенностей телосложения философа и до свидетельства об обширности знаний Платона. Подражая методу диалога Сократа, Платон в основном писал диалоги, причем часто действующим лицом в его книгах был Сократ.

Свое учение о бытии Платон разрабатывал, отправляясь от наследства ранней философии. Вспомните вывод Фалеса "все есть одно". В нем заключено мыслей много больше, чем тех, что на виду. Если все есть одно, то из этого следует, что то, что мы видим, слышим, обоняем, одним словом, чувствуем, не есть наше действительное, а всего лишь его проявление. Видимая нами реальность отлична от действительности, она производна от действительности. И заметьте, что по существу все дискутирующие философы были солидарны в данном вопросе. По-своему они все отвечали на вопрос: из какой единой первоосновы исходит многообразие существующего? Что такое действительность? У Фалеса она была водой, у Гераклита – огнем, у Анаксимена – воздухом, у Анаксимандра – апейроном, у Демокрита – атомами, у Пифагора – числом, Парменид назвал действительное бытием. Платон придумал мир идей в качестве того, «из чего всё.» Действительность для Платона есть мир идей или идеальный, совершенный мир. Идеи порождают вещи, определяют порядок существования и изменения вещей. Вещный мир вторичен, но человек живет в нем и воспринимает его в виде реальности.

На первый взгляд, точка зрения Платона выглядит фантастической. Не будем торопиться с оценкой, поразмышляем над его версией устройства мира. С чего начинаются перемены в нашей жизни? С неудовлетворенности существующим. Второй шаг – стремление понять, что и как нужно изменять. Далее мы выстраиваем идеальный план преобразования того, что нам не нравится, и только потом приступаем к изменению реальности. Получается, что Платон, утверждающий, что сначала идеи, потом вещи, был скорее прав, чем заблуждался.

Мир идей является действительностью. Платон называет этот мир "Бытием". Мир вещей противопоположен природе мира идей, следовательно, это "Небытие" (недействительное). Материальное, вещное для философа тождественно Небытию. Бытие – действительность, раскрывающаяся через Небытие. Философия призвана помочь человеку разглядеть в том мире, в котором он живет, его подлинную структурную организацию.

Благодаря чему мыслящему человеку возможно проникнуть за пределы мира вещей в мир идей? Ответ надо искать в душе.

Платон предложил оригинальную версию решения проблемы познаваемости мира. Человек обладает душой. Душа имеет ту же природу, что и идеи. Она из мира идей переселяется временно в мир вещей, оставаясь при этом частью Бытия. Душа связывает Бытие с Небытием в единое целое. Так как душа принадлежит миру идей, она вечна и обогащена всеми имеющимися знаниями. Нам представляется, что мы познаем мир с нуля. Но это – кажимость. На самом деле наша душа вспоминает заложенные в ней знания. Мы же всего-то помогаем душе развернуться. Новых знаний вообще нет и быть не может, ибо все возможные знания уже существуют, душа их содержит, несет.

Платон в соответствии со своей концепцией полностью солидарен с утверждением Сократа об абсолютности и универсальности истины. Познавательные возможности человека неограниченны.

В человеческой душе философ различал три составляющих: разумную, аффективную и вожделеющую. Части души всегда пребывают в разном сочетании, одна из них доминирует. Отсюда Платон выводил существование трех типов людей – философов, ученых, когда более развита разумность души; воинов, если преобладает аффективность (эмоциональность); крестьян и ремесленников в случая господства вожделеющей составляющей.

В идеальном обществе правителями должны быть мудрецы (философы, ученые), защищать независимость страны – воины, кормить население, обеспечивать всем необходимым – земледельцы и ремесленники. Важно, чтобы каждый занимался своим делом, тем, для которого у него имеются врожденные способности души.

Платон критиковал демократию, утверждая, что принцип выборности противоречит естественной природе людей. Идеальное государство, по Платону, строится на двух основаниях: во-первых, оно предполагает строгое разделение труда между тремя сословиями; во-вторых, в нем не должно быть частной собственности. Частная собственность – источник всех человеческих бед. Только равенство исключит зависть, страх и вражду. Общественная солидарность и частная собственность не совместимы. Можно сказать, что Платон предпринял первым попытку представить социальную утопию, опередив на 2000 лет признанных утопистов.

С идеями Платона теснейшим образом связана творческая судьба Аристотеля. Аристотель был лучшим учеником Платона и стал самым известным критиком его учения, противопоставив идеям Платона свою, самую совершенную в античной философии систему мировоззрения.

Аристотель Стагирит (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире. Открыла философского гения Аристотеля, несомненно, платоновская Академия, где он поднялся от слушателя до преподавателя, но философом Аристотель стал, руководствуясь творческим отношением к делу. Эпитет "великий", характеризуя наследство Аристотеля, обычно сопровождает пояснение - "энциклопедист".

В философии Аристотеля три образующие части. Это соответствует его толкованию философии. Прежде всего теоретическая философия, затем практическая и пойетическая. Разберитесь, используя справочную литературу, чем должны философы заниматься на каждом уровне. Сумел ли Аристотель достигнуть целостности в понимании философии? Как он мыслил положение философии в общественной жизни и культурном статусе личности?

Аристотель противопоставил учению Платона о первичности мира идей своё понимание начал существующего. Он убеждал, что основу всего существующего создают "материя" и "форма". Найдите в литературе ответ на вопрос: какие положения идеализма Платона Аристотель считал несостоятельными?

Материя, по Аристотелю, есть потенциал вещи, т.е. без материи не может существовать никакая вещь, но и только материи для существования вещи не достаточно. Вещи нужна определенность, конкретность. Определенность вещам дает форма. Форма делает материю действительной (из возможности бытия), определяет целостность вещи. Аристотель вносит в учение о бытии идею развития возможного в действительное и развитие толкует как обретение вещью конкретности существования, цельности.

В теории познания Аристотель также разошелся с идеями учителя. Главным образом его не устроило понимание Платоном познания как воспоминания душой своего прошлого бытия. Аристотель придает познанию предметную обусловленность, разделяет знания на достоверные и вероятностные.

Этические и политические идеи Аристотеля собраны в "философии о человеческом". Аристотель разработал этическое учение, названное "Никомаховой этикой". Считается, что Аристотель – классический сторонник эвдемонизма (эвдемония – счастье). Но счастье он понимал отлично от представителей гедонизма. Для Аристотеля центральная категория счастья – не удовольствие вообще, а удовлетворение от добродетельности. Отсюда и характерное название – аретологический эвдемонизм (арете – добродетель).

В учении об обществе – о государстве, социальном устройстве, праве, Аристотель активно использовал идею возрастного ценза, что делало его взгляды более демократичными. Используя справочную литературу, сравните политические представления Аристотеля и Платона. Изучите модель социального устройства, которую выдвигал Аристотель, и обратите внимание на ее отличия от идеи Платона.

Дальнейший ход развития философии в Греции и Риме был в значительной зависимости от поисков ответов на основные философские вопросы, осуществленных Сократом, Платоном и Аристотелем. Идеи классиков античной философии принимали, отвергали, но если в классическом периоде и до него шла дискуссия, обусловленная преимущественно стремлением определить предмет, то потом преимущественно вели спор вокруг взглядов на проблемы, высказанных Сократом, Платоном и Аристотелем. Европейцы еще не раз возвращались к их взглядам в Средние века, в эпоху Возрождения и позже.

Итак, самые известные школы классического этапа античной философии: софисты, Сократ и его последователи, Платон и его единомышленники, Аристотель и его сторонники.

Центральные проблемы дискуссий:

· о предмете философии и её задачах;

· о природе существующего;

· о сущности познания и истине;

· о смысле человеческой жизни и будущем человечества;

· о диалектике познания.

Важнейшие идеи:

· о необходимости расширения предмета философии, включения в философию учения о человеке, познании и переустройстве общественной жизни;

· о причинности и закономерности движения;

· о значении систематизации знаний о мире для миропонимания;

· о законах правильного мышления (структурирование логики);

· о рациональной организации общества и деятельности государства;

· о роли нравственности в развитии личности и общества.

Ориентируясь по проблемам и идеям, используя учебную литературу и справочные источники, вы должны разобраться в следующих положениях:

· понять неоднозначность дела софистов – минусы и плюсы его;

· выделить сущность спора софистов и Сократа, дать оценку позициям сторон;

· ответить на вопрос: что было общего в понимании человека (личности) у Сократа, Платона и Аристотеля?;

· проанализировать расхождения во взглядах Сократа, с одной стороны, и Платона с Аристотелем - с другой, на предмет философии;

· сравнить учение о природе вещей Платона и Аристотеля;

· рассмотреть сущность отличия теории познания Платона и Аристотеля;

· изучить социально-политические взгляды Сократа, Платона и Аристотеля.

Эллинистический этап.

Сократ, Платон и Аристотель своими идеями активизировали философскую мысль Греции. И в этом нет ничего удивительного. Вспомните, их предшественники сконцентрировались на проблематике, которая интересовала сравнительно немногих. Включение в круг философских проблем человека, человеческих отношений, познания человеком мира не могло не актуализировать значение философских размышлений в греческом, а позже и в римском обществе. Этому же способствовало и время значительных перемен: военные походы Александра Македонского, возвышение Рима, испытания демократии жизненной практикой.

Историю делают люди, и людям приходится принимать на себя все перипетии исторического процесса. Плодами побед пользуются те, кто во власти, невзгоды ложатся бременем на плечи простых людей. Во времена напряженности в развитии общественной жизни обостряются проблемы сугубо личностные – о смысле жизни, о счастье и возможности его достижения в земной жизни. Принципиальные ответы на них и пытались найти философы эллинистического этапа.

На первый план вышли жизненно важные вопросы: что делать или не делать, чтобы жить по-человечески. Нетрудно предположить: на простые вопросы простых ответов, как правило, не бывает. Спектр представлений о личности и принципах её жизни оказался большим. Из совокупности взглядов на жизнь человека в рассматриваемый период выделим четыре: эпикурейцев, стоиков, скептиков и киников.

Эпикур (341-270 гг. до н.э.) с острова Самос, земляк Пифагора. В учении о бытии придерживался атомистического начала вещей. Сравните онтологические идеи Эпикура и Демокрита – это интересно. Эпикур – оптимист. Он верит в то, что человек может и должен быть счастливым. Нашему счастью мешает страх, вызываемый смертью и незнанием. Его необходимо преодолеть. Страх перед богами проходит, если правильно понять богов. Страх перед смертью также ложный.

Современники и потомки часто упрощали теорию счастья, разработанную Эпикуром, относя мысли философа к гедонизму, абсолютизирующему удовольствие, оправдывающему все проявления удовлетворения. Эпикур дифференцировал удовлетворения, исходя из того, что удовольствия сопряжены со страданиями и человек должен сознавать цену, которую придется платить за удовлетворение своих желаний. Удовольствия бывают трех родов: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; неестественные и не необходимые. Вторые и третьи он считал пустыми, лишенными реального смысла. От них нет пользы, есть один вред. Почувствуйте актуальность следующих соображений философа: стремясь получить удовольствие, не превращайте удовольствие в цель жизни. Удовольствие содержится потенциально в нас, но мы хотим большего и становимся заложниками, вместо того, чтобы получать удовлетворение от отсутствия неприятностей, страданий. Идея о "лишних", неоправданных удовольствиях сегодня жизненно важна не менее, чем во времена Эпикура. Проблема экстремального поведения замыкается именно на не необходимые и неестественные удовольствия. Расплачиваться за подобные сомнительные, а возможно и псевдоудовольствия, приходиться другим.

Признавая, что счастье надо искать в себе, – вне нас всего лишь условия нашего счастья, – Эпикур не призывал к бездеятельности. Философ пытался реализовать советы старых мудрецов: познай себя и воспитай себя. Согласитесь, других учить и воспитывать проще, чем совершенствовать собственную натуру. Философия Эпикура и его последователей культивировала активные действия личности, включая и преобразования обстоятельств действий. Вряд ли у Эпикура вызвали бы сочувствие Обломов или Онегин, но героев «Бородина» Лермонтова и Толстого он наверняка отнес бы к счастливым людям. У нас сегодня те же проблемы, что были у Эпикура, и было бы крайне неразумно не воспользоваться идеями мыслителя.

Одновременно с Эпикуром и его единомышленниками существовала и пользовалась известностью школа стоиков. Свое название стоики получили от архитектурного сооружения открытого типа, портика, беседки, который был их местом дискуссий. Самым знаменитым стоиком признавали Зенона из Китиона (ок.336 - ок.264 гг. до н.э.). Суть стоического учения заложена в формуле: "Желающего судьба ведет, нежелающего – тащит". Стоицизм – вариант фаталистической философии.

Основание стоического фатализма заложил Зенон. Исходное положение Зенона таково: часть существует только как часть целого, стало быть, все, что является частью чего-то, должно определяться своим целым. Любая попытка делать что-то по-своему, чревата разрушениями либо деформацией, т.е. неразумна. Подчиняясь целому – мирозданию – человек освобождается от иллюзорной свободы действий, от жизненной бесполезной суеты и достигает состояния истинной, подлинной свободы в единстве с целым, понимает бессмысленность волнений, забот, тревог. Нужно научиться быть спокойным и безмятежным. Стоики и к собственной жизни, смерти относились спокойно – "стоически".

Было бы уместно проанализировать концепцию стоицизма в контексте восточного учения о макро- и микрокосмосе. Старая восточная философия рассматривала человека как микрокосмос, отстаивая тезис: нет ничего в макрокосмосе, чего не было бы в микрокосмосе. Здесь человек был тоже частью, но саму часть понимали иначе, и взгляд на человека был отличным от толкования части и целого у стоиков.

Параллельно с эпикурейцами и стоиками разрабатывали своё учение скептики, возглавляемые Пирроном из Элиды (ок.360 – ок.270 гг. до н.э.). Дословный перевод слова "скептикос" – исследующий – не совсем точно передает суть скептицизма как концепции. Точнее было бы назвать скептиков сомневающимися, причем тотально, т.е. во всем, но прежде всего речь шла о познании. Пиррон поставил три вопроса, от ответа на которые зависел взгляд на счастье: какова природа вещей? (1) Как нам к ним относиться? (2) Что следует из определения нашего отношения к природе вещей? (3)

На первый вопрос стоики отвечали категорически: природа вещей нам неизвестна, знать ее нам не дано. Мы знаем не сами вещи, а их проявление – феномены. Скептики удваивали мир. (Сравните с теорией Платона). Оценивая свое знание, мы должны говорить: «Мне представляется это так» и не более того. Так как каждому из нас нечто представляется, кажется по-своему, а действительное знание вещи невозможно, то у каждого получается своя истина – правы все. (С чьим учением у Вас ассоциируется данный вывод и как следует определить подобную истину?). Пиррон ввел понятие "изостения" – равносилие различных взглядов на общий предмет.

Критически мыслящему человеку, исследователю такая ситуация напоминает ералаш. Ум должен ему подсказать, что его высказывание ложно, и должно присоединиться на равных к остальным ложным суждениям. Поэтому лучше промолчать. Таким был ответ на второй вопрос. Абсурдность скептицизма состояла в выводе о разумности молчания. (Не в стоицизме ли корни поговорки: "Слово – серебро, а молчание – золото"?). Для ответа на третий вопрос Пиррону пришлось вернуться к первому: если настоящего мира мы не знаем, то какие есть у нас действительные основания переживать – печалиться, радоваться? Ведь все, что мы имеем – это лишь кажимость. Разумный исход для нас один – невозмутимость душевного состояния. Скептики определили такое состояние как атараксию. Можно сказать, что скептицизм был своеобразной формой ухода от жизненной реальности, проблем общественного бытия.

Киническая философия получила имя от холма близ Афин. Основоположник школы – Антисфен Афинский (ок.450 - ок.360 гг. до н.э.). Кроме создателя школы, хорошо известны Диоген из Синопа и Кратет. Кинизм – старшее из направлений эллинистической философии, возникшее еще при Платоне и Аристотеле. Диалектическим рассуждениям классиков киники намеренно противопоставили примитивные собственные умозаключения. Платон и Аристотель, понимая нарастающую напряженность в обществе, стремились найти социально значимое продолжение в реконструкции общественного устройства, разрабатывали направления перестройки в политической жизни, социально-экономических отношениях. Киники же, напротив, проповедовали полный отказ личности от социальных и политических обязанностей – социальный нигилизм. Надо уйти в себя и таким образом отрешиться от всех внешних условий жизни. Диоген вообще жил в бочке, заявляя, что только здесь он мог достичь внутренней свободы. Формулой жизни Диогена было известное проклятие – "без общины, без дома, без общества". Идеалом киников сделались йоги, дервиши, юродивые. Отрицание общественных моральных принципов они довели до предела, заявляя, что благодаря этому превратились в "граждан мира" – "космополитов" (термин, введенный киниками).

Жизнь киников состояла из скандалов, сенсаций, провокаций. Платон как-то сказал, что Диоген – "Сократ, сошедший с ума". Тем не менее киники оказали большое влияние на последующие идейные баталии. Например, имеет смысл связать с идеями кинизма распространение раннего христианства на территории Рима. (Какие элементы, характерные раннему христианству, видны в движении киников?) Киники предвосхитили наступление кризиса в античном рабовладельческом обществе.

Итак, в школах эллинистической философии просматривается приближение перестройки самой философии в соответствии с объективными переменами в общественной ситуации. Самые известные школы эллинистического этапа античной философии: эпикурейцы, стоики, скептики, киники.

Центральные проблемы дискуссий:

· о свободе индивидуальной формы бытия (свободе личности);

· об условиях достижения человеком свободы;

· о счастье и способах его обретения;

· о познании мира и самопознании.

Важнейшие идеи:

· о социальной и личностной значимости индивидуального бытия человека;

· о необходимости для индивидуального бытия свободы развития;

· о свободе как сочетании внешних и внутренних условий деятельности;

· о значении ограничения потребностей естественностью и необходимостью;

· о противоречиях общества и личности;

· о многообразии форм и истинности знаний.

Ориентируясь по проблемам и идеям, привлекая дополнительную литературу, разберитесь в следующих положениях:

· Эллинистическая философия сосредоточилась на проблемах индивидуального бытия - почему?

· Позиции эпикурейцев и стоиков кажутся несовместимыми - так ли это?

· Учение скептиков оригинальным было отчасти - на чьи мысли они опирались и в чем состояла их оригинальность?

· Что сближало мысли киников и Сократа и в чем Сократ был в принципе далек от идей киников?

· Насколько корректно рассматривать эллинистический этап в качестве начала кризиса античной философии?

Вопросы для самопроверки.

1) Дайте объяснение терминов «архе», «бытие», «космос» и объясните, почему это базовые термины для нового миропонимания.

2) Выделите основные этапы развития античной философии и укажите время каждого.

3) Как представляли единство мира сторонники Фалеса – Анаксимен, Анаксимандр? Какое новое понятие ввел Анаксимандр?

4) Что общего у представителей Милетской школы и Гераклита?

5) Элейская школа и ее представители. Что является важнейшим достижением элеатов? В чем смысл разделения сущности и существования?

6) Для чего Зенону понадобилась апории? Что такое апория?

7) С кого начинается атомистическая идея в древнегреческой философии?

8) В чем основания вывода о том, что, несмотря на различия в понимании мира, философы раннего (досократического) этапа были близки в толковании предмета философии?

9) Почему именно с Сократа начинается новый, классический этап Античной философии?

10) В чем суть спора Сократа с софистами?

11) Какие методы разработал Сократ?

12) Как бытие понимал Платон? Определите, к какому философскому направлению принадлежал Платон.

13) В чем главная особенность теории познания Платона?

14) Каким видел Платон идеальное государство и за что его не «любят» демократы? Отрицал ли он целесообразность избирательского принципа вообще?

15) Как относился Платон к частной форме собственности?

16) В чем суть аристотелевской теории бытия? Какие начала образуют всеобщую основу миру в философии Аристотеля?

17) Можно ли говорить о том, что понятия «идеи» и «вещи» Платона повторились в учении Аристотеля, только им были даны иные имена – «материя» и «форма»?

18) Какое место занимает Аристотель в классификации философских учений согласно основному вопросу философии?

19) Какого принципа придерживался Аристотель в теории познания? В чем он был категорически не согласен с Платоном?

20) Признавал ли Аристотель Бога? Чем объяснить его особую популярность в Средние века среди христиан и мусульман?

21) Кто считается основоположником кинизма? Почему киников так называли?

22) С кого начинается история стоицизма? Откуда произошло название «стоики»?

23) Как обосновывали стоики свое понимание необходимости подчиниться обстоятельствам жизни?

24) Кто был родоначальником скептицизма?

25) С решением каких трех проблем связан вопрос о возможности и смысле человеческого счастья, согласно представлениям Пиррона?

26) Что такое «изостения»? Почему все наши суждения о вещах бессмысленны? В чем видели выход из такой ситуации скептики?

27) Как понимать то, что скептики называли «атараксия»? Каково место атараксии в сознании мудрого человека?

28) В чем видели счастье человека эпикурейцы?

29) Какими могут быть удовольствия, по мнению Эпикура? Должен ли человек стремиться к максимальному удовлетворению своих желаний?

30) Что такое гедонизм и эвдемонизм?

31) С чем связаны страхи человека, мешающие ему быть счастливым? Можно ли избавиться от страха и как это сделать в понимании эпикурейцев?

32) Как толковал Эпикур природу вещей, и как это связано с возможностью познания мира?

33) Почему развитие философии в постклассическое время получило название эллинистического периода? Сформулируйте одну тему, вышедшую в это время на первый план.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: