Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный университет путей сообщения»
Е. О. Акишина, Н. И. Мартишина, Ю. Д. Мишин
История философии для бакалавров
Учебное пособие
Новосибирск 2014
УДК 101.1
История философии для бакалавров: Учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во Сибирского государственного университета путей сообщения, 2014. 84 с.
Учебное пособие предназначено для бакалавров, изучающих философию как общеобразовательную дисциплину гуманитарного, социального и экономического цикла. В пособии дана характеристика основных исторических этапов развития философского знания, философских школ и учений. Особенностью учебного пособия является адаптированность к требованиям ГОС, в соответствии с которыми основной объем часов отведен на семинарские занятия. В пособии особое место уделено программированию самостоятельной работы студентов.
Изд. лиц. ЛР № 021277 от 06.04.98.
Издательство Сибирского государственного университета путей сообщения
630049, г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
Тел. (383)328-03-81 e-mail: press@stu.ru
© Авторы, 2014
© Сибирский государственный университет путей сообщения
Оглавление
Начало философии 5
Философские идеи Древней Индии 10
Философские идеи Древнего Китая 16
Философские искания античного Запада 23
Философия эпохи Возрождения 52
Немецкая классическая философия 69
Современная западная философия 82
Русская философия 100
Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. 119
Гномическое учение семи мудрецов 119
Даодэцзин 122
Конфуций о «благородном муже» 128
Платон. Парменид 136
Аристотель. Метафизика 143
Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты) 147
Ф.Бэкон. Новый Органон. 159
И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент). 166
Маркс К. Тезисы о Фейербахе 176
Ф. Ницше. Так говорил Заратустра (фрагменты). 179
Ж. Бодрийяр. Общество потребления 189
В.С. Соловьев. Три силы. 195
П.Я.Чаадаев. Философические письма 209
Начало философии
Возникновение философии подтверждает единство в социальном прогрессе поступательности движения и преемственности в общественном развитии. Новое не отметает старое, оно из него появляется как преодоление имеющейся в старом ограниченности. Отрицание, в общем виде, не является уничтожением того, что было и есть. Успех развития в обществе обусловлен тем, насколько это развитие подготовлено исторически.
Философия стала новой ступенью познания мира и человека, более совершенной в сравнении с господствовавшими до нее мифологией и религией, соразмерной с научными знаниями, социально-политическими изменениями в обществе. Вместе с тем правы те, кто считает, что подготовили рождение философии предшествующие ей духовные искания и достижения, сосредоточенные в мифологии и религии.
В архаической философии – так часто называют начальный этап философской истории – без труда различимо влияние мифологии и религиозного мировоззрения. Но уже здесь видны принципиальные расхождения в подходе к миру философии от мифологии и религии. Рациональное философское мышление в форме понятий вытесняет чувственное мышление, реализуемое в мифе и религии посредством представлений (разберитесь с помощью справочных источников в различии «понятия» и «представления»); на смену воображению и вере философия предложила необходимость обосновывать истинность знаний и мыслить логично.
Философии удалось активировать все преимущества сознания: силу абстракции – отвлеченного от предмета мышления, обобщающую способность, возможности опережающего отражения и творческий потенциал. Понятно, что подобный прорыв в деятельности сознания не мог произойти вдруг, случайно. Требовался переходный период. Между мифологией, религиозным представлением о мире и философией оказались мудрецы.
Мудрецы были у всех продвинутых народов. Их называли по-разному: жрецы, друиды, халдеи, волхвы, оракулы. Они собственного типа мировоззрения не создали. Ценность мудрецов заключалась в ином – мудрецы формировали доверие к мышлению. Любовь к мудрости, воплотившаяся в философию, предполагала авторитет разумности в обществе.
Любовь разуму нужно было заслужить. Кстати, первый греческий философ Фалес стал известен прежде всего именно в качестве мудреца, вошел в список семи знаменитых мудрецов Древней Греции.
Мудрецы изначально не ставили мировоззренческих задач. Они славились множеством знаний, в том числе необычных, за что имели репутацию посвященных. Существовали даже уровни посвящения. Будущие греческие философы ездили в Египет и другие страны за тайными знаниями. Пифагор, побывавшей у египетских и ближневосточных мудрецов, перенес опыт тайных знаний в свою школу, в которой, наряду с математикой, гармонией, поэтикой, изучали мистику.
Происхождение тайных знаний чаще всего связывали с нечеловеческими источниками, но носителями их были люди, что свидетельствовало о силе человеческого разума. Своеобразием мудрецов была их готовность отвечать на любые вопросы. Мудрец – тот, кто знает все.
Особой популярностью мудрецы пользовались на Востоке. Там их нередко чтили как учителей, отдавая должное широкому кругу знаний и аналитической способности ума. Еще раз отметим, что, несмотря на выдающееся место в истории познания мира, мудрецы не создали нового типа миропонимания, они всего лишь расчищали движение сознания к философии.
Строительство философии требовало нового взгляда на само сознание. Надо было понять, что мышление обусловлено положением человека в мире, временем и пространством человеческого бытия. Рациональное, логически и предметно выстраивамое мышление должно было оттеснить мистические мысли об абсолютных знаниях, открывающихся благодаря особым заслугам и состоянию человека, по существу, независимых от познавательной деятельности самого человека. Мистика противопоставляла сознание реальности, тогда как развитие человека и общества делали актуальным именно активное участие человека в историческом процессе, осознание того, что ничего не делается в истории без участия людей. Мифология, религия, мистика сковывали человеческую инициативу. Продолжаться бесконечно это не могло. Наступало время прозрения, восприятия мира как естественной реальности, доступной человеку, познавшему ее.
Установившиеся представления о Греции как родине философии верны в принципе. Они реконструирует исторический факт. Первыми философами были греческие мыслители, они определи круг философских проблем и возможные пути их решения. Для сомнений нет никаких оснований. Есть только одно важное добавление: не должно быть грекофобии в истории происхождения философии. История – это не череда фактов, расставленных во времени. Из фактов складывается не история, а историческая хроника, хронология прошлого.
Нисколько не умаляя исторических завоеваний греков в философии, нельзя не сказать, что грекам здорово повезло с географическим расположением. Не поленитесь, посмотрите внимательно на карту, и Вы обнаружите – более удачного для культурного прогресса места не найти. С юга греки черпали знания из «кладовых» Египта, Карфагена; с востока их питала культура ближневосточных стран, которые были связана с государствами Центральной Азии, Индией и Китаем. Вполне возможно, что остались и культурные следы Атлантиды, описанной Платоном.
Талант греков заключался не только в любви к размышлениям о мире, еще значимее была их способность аккумулировать идеи соседей. Удивительно, что активное заимствование чужих знаний не помешало грекам пренебрежительно именовать население всех стран за пределами Греции и Рима варварами. «Варвары» сумели помочь грекам создать философию и сохранили плоды их творчества. Во время крушения Римской империи погибло большинство памятников духовной культуры греков и римлян. Лишь благодаря тому, что арабы и персы смогли в последний момент перевести многие оригинальные источники на свои языки и спрятать в библиотеках, в Средние века восстановили утраченное.
Философия так же, как и наука, начиналась с отдельных знаний. Из них на историческом конвейере собирали собственно философию. Пока знания были изолированными мыслями, они не были способны к самостоятельной форме выражения, поэтому ранние знания зовут не философией, а предфилософией, религиозно-философским этапом истории философии. Религиозно – философские искания во втором и первом тысячелетии до нашей эры были характерны для всех развитых государств, от Китая и Индии до Средиземноморья.
1. Каково содержание переходного периода от мифологии и религии к философии?
2. Что вы можете сказать о географическом положении Греции? Из каких обстоятельств складывается «географический фактор» формирования философии в древней Греции?
Вопросы к размышлению.
1. Почему в определенный период истории человечества оказалось востребованным мышление в понятиях? В чем состоят его преимущества по сравнению с образным мышлением?