Предисловие. История России: учеб. пособие / Под

Учебное пособие

РОСТОВ-НА-ДОНУ


УДК 947

И-90

История России: учеб. пособие / Под. ред. В.В. Наухацкого. – Ростов-н/Д., РГЭУ (РИНХ). – 2013. – 205 с.

ISBN 978-5-7972-1901-9

Подготовленное преподавателями кафедры исторических наук и политологии РГЭУ (РИНХ) учебное пособие представляет собой пятое, переработанное и дополненное издание книги «Отечественная история». Учебное пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает основные проблемы истории России с древнейших времен до начала XXI века. В пособии нашли отражение различные точки зрения, существующие в современной отечественной исторической науке. Пособие предназначено для студентов, абитуриентов, всех, кто интересуется историей России.

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор ЮФУ Трут В.П.

кандидат исторических наук, доцент РГЭУ (РИНХ) Орлова Н.Е.

Утверждено в качестве учебного пособия редакционно-издательским советом РГЭУ «РИНХ».

ISBN 978-5-7972-1901-9 ©Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). 2013.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 5

Глава 1. Древняя Русь 8

1.1. Восточные славяне в древности 8

1.2. Древнерусское государство в IX – XII вв. 13

1.3. Русские земли в XIII в. 18

1.4. Борьба русского народа с иноземными нашествиями. Установление ордынского ига 21

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV – XVII ВВ. 26

2.1. Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV – XVI вв.) 26

2.2. Социально-политическое развитие единого Российского государства в XV – XVI вв. 31

2.3. Россия в период Смутного времени 37

2.4. Российское государство и общество в XVII веке 41

ГЛАВА 3. РОССИЯ В XVIII СТОЛЕТИИ 47

3.1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и личности Петра I 47

3.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.) 54

3.3. Россия в годы правления Екатерины II 58

ГЛАВА 4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 65

4.1. Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота) 65

4.2. Внутренняя политика при Александре I 68

4.3. Внешняя политика России в первой половине XIX века 72

4.4. Внутренняя политика при Николае I 75

4.5. Общественное движение в первой половине XIX века 77

ГЛАВА 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 81

5.1. Реформы 60–70-х гг. и контрреформы 80–90-х гг. в России 81

5.2. Общественно-политическое движение во второй половине XIX века 88

5.3. Внешняя политика России во второй половине XIX века 93

ГЛАВА 6. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ 97

6.1. Россия на рубеже веков. Развитие промышленности и сельского хозяйства 97

6.2. Революция 1905–1907 гг. Российская многопартийность 100

6.3. Третьеиюньская монархия. Реформы П.А. Столыпина 105

6.4. Внешняя политика России. Первая мировая война 109

ГЛАВА 7. СССР В 1917-1939 годах 114

7.1. От Февраля к Октябрю. Установление советской власти и Гражданская война в России. Политика «военного коммунизма» 114

7.2. Новая экономическая политика. Образование СССР 124

7.3. Форсированное строительство социализма: индустриализация и коллективизация 127

7.4. Политическая борьба 20-х – 30-х годов. Формирование культа личности И.В. Сталина 133

7.5. Преобразования советской власти в области культуры. Отношения с церковью 135

7.6. Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы 137

Глава 8. СССР в годы второй мировой войны и послевоенный период. 1939-1953 гг. 140

8.1. Внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны 140

8.2. СССР в годы Великой Отечественной войны 145

8.3. Международные отношения и проблемы внешней политики СССР в послевоенные годы 156

8.4. Развитие СССР в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения 159

Глава 9. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг. 164

9.1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства Н.С. Хрущева 164

9.2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965-1985 гг.) 170

9.3. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в период «перестройки» 176

Глава 10. Россия в 1991 г. – началЕ XXI в. 183

10.1. Политическое развитие России 183

10.2. Экономическое реформирование России 191

10.3. Россия и внешний мир 197

Библиографический список 204


Предисловие

Предлагаемое издание представляет собой учебное пособие по истории России для студентов вузов. Учебное пособие охватывает историю России от Древней Руси до начала ХХI века. Поскольку в одной работе невозможно охватить все события, явления и стороны жизни общества на протяжении более тысячи лет, авторы сосредоточили свое внимание на ключевых событиях каждой эпохи. В силу ограниченного объема книги избрана очерковая форма изложения материала, которая и позволяет выделить отдельные крупные темы без утраты их общей связи.

Термин «история» используется, как правило, в двух смыслах: как процесс развития человеческого общества, личности во времени; как наука, изучающая этот процесс. Деятельность миллионов людей составляет ту социальную действительность, изучением которой занимаются все науки об обществе. Объектом их познания являются реальные процессы возникновения, развития, функционирования человечества в целом, его сообществ. Однако каждая из наук об обществе изучает лишь одну из сторон указанного объекта. По замечанию К. Маркса, история представляет собой «не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». Эта деятельность всегда развертывается в рамках какого-то сообщества, связана с определенным пространством и временем, проявляется во взаимодействии и борьбе людей во имя поставленной цели, выстраивает систему взаимосвязанных событий и явлений, развивающихся от прошлого к настоящему. Все это в совокупности и составляет исторический процесс, являющийся объектом исторической науки. Исторический процесс – нечто цельное. Однако в поле зрения каждой конкретной исторической дисциплины находится лишь какая-то часть объекта исторической науки. В соответствии с этим можно выделить экономическую, политическую, военную и другие истории либо историю отдельных стран и народов, отдельных цивилизаций.

Определение предмета связано с мировоззрением историка. Так, многие историки считают, что главным объектом в исторической науке является человек. Известный французский историк М. Блок определял историю как «науку о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную сторону деятельности людей, считая, что предмет истории – «сознание людей». Историки-материалисты считают, что история изучает закономерности общественного развития. Возможно следующее определение предмета истории: история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности. Как отмечал советский историк Л.В. Черепнин (1905 - 1977), история – это наука, которая изучает «развитие человеческого общества как закономерный процесс во всех конкретных формах, которые принимает это развитие».

Следует отметить, что исторические закономерности носят в известном смысле вероятностный характер. Условность исторических закономерностей связана с деятельностью человека, сознанием и волей людей. В числе закономерностей, которые выделяются в науке, надо отметить следующие: закономерность человеческой необходимости и исторической случайности, закономерность социально-политических перемен, закономерность альтернативности, диалектику объективного и субъективного в историческом процессе, диалектику связи общего, частного и особенного в историческом процессе. И еще одна закономерность: история изучает деятельность человека и ее результаты в развитии как последовательную цепь событий во времени, образующих причинно-следственные ряды.

Изучение истории как науки требует соблюдения определенных принципов, важнейшими из которых являются принципы историзма и объективности. Принцип историзма означает необходимость рассматривать все явления в развитии, во взаимосвязи, в единстве с теми условиями, в которых они проходили. В этом и заключается конкретно-исторический подход. Принцип объективности исторического познания требует от историка при изучении исторических событий докапываться до истины, формировать истинное представление об исторической реальности. Условием установления истины является намерение и стремление историка к исторической правде. Древнеримскому историку Публию Корнелию Тациту (ок. 56 – ок. 117 гг.) принадлежат слова «Sine ira et studio» (без гнева и пристрастия). Принцип объективности может быть реализован только в том случае, если историческое прошлое будет изучаться на основе совокупности всех исторических фактов и явлений без какого бы то ни было исключения. Фальсификация же истории связана с избирательным подбором фактов и их интерпретацией.

Древние говорили, что история – наставница жизни. Люди всегда невольно оглядывались назад, сопоставляя прошлое с настоящим, чтобы предугадать будущее. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к таким вечным духовно-нравственным ценностям, как: мир, справедливость, добро, свобода, равенство, труд, красота, патриотизм.

Историческая наука выполняет важные функции: научно-познавательную (осмысление прошлого); прогностическую (современность несет в себе не только элементы недавних исторических событий, но и типологические черты отдаленного прошлого, уходящие корнями вглубь веков, что делает актуальным изучение опыта истории); воспитательную (мировоззренческую), связанную с укоренением в обществе гражданственности, патриотизма, гуманистических принципов.

Как отмечал великий русский историк В.О. Ключевский (1841 - 1911), «мы живем во время, обильное идеалами, но идеалами, борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор. Знание своего прошлого облегчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которое предохраняет его как от косности, так и от торопливости. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».

Особенно возрастает интерес к истории в переломные эпохи, в периоды реформ и революций, когда не только отдельный человек, но и нация в целом пытаются точнее понять происходящее, найти ответы на жгучие вопросы современности, выбрать перспективу развития. Не случайно указами Президента РФ Д.А. Медведева в 2009 г. была создана Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, а 2012 г. был объявлен Годом российской истории.

Исследователи истории России всегда стремились освещать ее с учетом изменений в обществе и достижений научной мысли. С конца 1980-х годов начался новый этап в историографии России, в основе которого – широкий доступ к ранее закрытым архивным документам, плюрализм мнений и отсутствие идеологической цензуры, отказ от монополизма формационной теории и разработка цивилизационного, модернизационного и иных методологических подходов к изучению истории России. Все это благотворно отразилось на развитии исторической науки. С другой стороны, страну захлестнула масса публикаций историко-публицистического характера, нередко основанных не на источниках, а горячем воображении авторов, их стремлении перечеркнуть все, что было наработано профессиональными историками за многие десятилетия. Отрадно отметить, что в последние 10 – 15 лет окрепла тенденция научного переосмысления истории, основанная на изучении новых архивных данных, современных методологических подходах. Это сделало возможным появление монографических разработок, авторы которых стремились к объективному освещению истории России, освобождению её от стереотипов и штампов. Авторы данного учебного пособия отразили на его страницах современные достижения науки, ушли от политизации истории, однако на содержании глав не могли не сказаться различные методологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры. Не стремясь навязать читателям свою точку зрения, авторы призывают их к размышлению, дискуссии, самостоятельному поиску исторической истины.

Учебное пособие написано на основе хронологически-проблемного подхода: история России изучается по периодам, а внутри них – по проблемам.

Учебное пособие подготовили преподаватели кафедры исторических наук и политологии РГЭУ (РИНХ): предисловие, главы 4,6,8,10 – д.и.н., профессор В.В. Наухацкий; главу 1 - к.и.н., доцент Н.В. Горбунова; главу 2 – к.и.н., доцент С.В. Филатов; главу 3 – к.и.н., доцент Т.А. Еремеева; главу 5 – к.и.н., доцент Н.Н. Боронникова; главу 7 – к.и.н., доцент А.А. Червякова; главу 9 – к.и.н., ст. преподаватель Ю.А. Чижикова.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: