Методические рекомендации по изучению темы. Готовясь к ответу на первый вопрос, выделите особенности состава и организации власти (по вертикали) в унитарном и феде­ративном государствах

Готовясь к ответу на первый вопрос, выделите особенности состава и организации власти (по вертикали) в унитарном и феде­ративном государствах. Объясните, что означает сосуществование двух уровней государственной власти, а следовательно, двух уров­ней законодательства в сложных государствах и как можно охарак­теризовать отношения между такими уровнями.

Далее следует остановиться на принципах унитаризма, феде­рализма и регионализма, каждый из которых служит обеспечению государственного единства присущими ему способами и средст­вами.

Приступая к рассмотрению второго вопроса, объясните ос­новной признак унитарного государства: отсутствие ограничения единой суверенной власти в пользу другой государственной власти, действующей на территории данного государства. Используя тек­сты конституций унитарных государств, выделите положения, под­тверждающие этот признак. Следует остановиться на проблеме со­отношения централистских и децентралистских начал в осуществ­лении власти в унитарном государстве, выявить влияние конкретных исторических условий, политической и экономической ситуации, традиций на варианты такого соотношения.

Распределение функций публичной власти в унитарном госу­дарстве основано на принципах местного самоуправления и мест­ного управления или их сочетании. Раскройте эти принципы. Уде­лите внимание организации местного самоуправления, а также различным моделям местного управления в связи с принципами единства государственной власти и демократизации управления.

Следующий вопрос темы предполагает уяснение значения и роли автономии как формы широкого самоуправления, осуществ­ляемого на определенной части территории государства. Следует понимать, что предоставление автономии не связано с разделением единой государственной власти на соответствующие уровни. Авто­номия означает передачу государством определенного объема властных полномочий органам автономной единицы для самостоятель­ного их осуществления при сохранении за центральной властью различных форм контроля.

Охарактеризуйте формы автономии, принципы, на которых она строится, и конституционный статус отдельных видов автоном­ных образований. На примере нескольких конституций покажите отличие прав автономных частей государства от прав субъектов фе­дерации, с одной стороны, и от прав местного самоуправления — с другой. Уясните различие территориальной и культурно - национальной автономии.

Четвертый вопрос темы требует понимания задач, которые решаются путем разделения территории государства на админист­ративные единицы. Студенты должны назвать и объяснить факто­ры, влияющие на построение системы административно-террито­риального деления, обратиться к конституциям, чтобы выявить нормы, закрепляющие такую систему. Следует также обсудить спе­цифику конституционно-правового статуса особых административ­но-территориальных единиц — зависимых, островных, заморских и иных территорий.

В качестве обобщающей проблемы можно обсудить вопрос о тенденциях современного унитаризма. Подумайте о преимуществах единого (централизованного) государства в связи с задачами внут­ренней и внешней политики той или иной конкретной страны. Вместе с тем обозначьте потребности обеспечения сочетания начал централизма и децентрализма в организации власти по вертикали с целью сохранения ценностей демократического развития.

Раскрывая пятый вопрос, определите понятия «федерация», «федеративное государство», подчеркнув их близость и различие. Ориентируясь на тот или иной критерий, выделите виды федера­ции. Покажите отличия договорной и конституционной федера­ции. Рассмотрите национальный и территориальный принципы, которые могут быть положены в основу построения федеративного государства, возможность смешения этих принципов. Какие цели при этом преследуются и насколько жизнестойки такие федера­ции? Проанализировав несколько конституций федеративных го­сударств, выявите симметричные и асимметричные федерации. При­ведите доказательства, подтверждающие равноправие субъектов федерации или отсутствие такового. При этом важно понимать, что фактическое равенство субъектов практически недостижимо.

Заслуживает обсуждения вопрос о ценности федерации. Поду­майте, достижению каких целей может служить эта форма государ­ственного устройства. Насколько оправдывают себя федерации, со­зданные по национальному принципу? Обратитесь к проблеме обеспечения целостности федеративного государства. В связи с этим следует затронуть вопрос о праве сецессии. Уделите внимание тен­денциям развития федераций.

Шестой вопрос посвящен основным характеристикам федера­тивного государства. Последовательно рассмотрите их, ссылаясь на конституции нескольких федераций. Прежде всего, обратитесь к проблеме организации государственной власти в федеративном го­сударстве, затронув вопрос о суверенитете. Какие конституции до­пускают сосуществование суверенитетов на обоих уровнях власти, как эту ситуацию объясняет доктрина и какое отражение она нахо­дит в конституционных нормах? В чем основной смысл идеи еди­ного суверенитета в федерации?

Характеристика устройства территории федерации связывает признаки целого и частей федеративного государства. Следует иметь в виду, что помимо суммы территорий своих субъектов федерация может включать так называемые общефедеральные (союзные) тер­ритории, не имеющие статуса субъектов федерации.

Другие характеристики федеративного государства и статуса его субъектов связаны с принципами построения правовой систе­мы такого государства и местом в ней законодательства субъектов федерации, проблемами гражданства, обеспечением специального представительства интересов субъектов в органах государственной власти федерации, способами участия субъектов в делах федера­ции, а также формами контроля федерации по отношению к ее субъектам, в том числе допустимостью и пределами федерального вмешательства в дела субъектов.

Вопрос о разграничении компетенции в федеративных госу­дарствах является продолжением характеристики статуса федера­ции и ее субъектов. Студентам следует на основе анализа конститу­ционных норм выявить различные модели разграничения компе­тенции между федерацией и ее субъектами, объяснить, от чего зависит распределение предметов ведения и полномочий между двумя уровнями государственной власти, на каких принципах оно строится и что достигается в результате проведенного разграниче­ния. Что такое совместная и конкурирующая компетенция? Особое внимание уделите весьма распространенному в настоящее время принципу субсидиарности в разграничении компетенции по верти­кали.

Восьмой вопрос посвящен проблеме регионального государства. Этот вид сложного государства является в большей мере порожде­нием доктрины. Вместе с тем выделяются признаки, которые в совокупности дают характеристику особой переходной формы го­сударственного устройства, соединяющей начала унитаризма и фе­дерализма. Обсудите на семинаре такие признаки, найдите в кон­ституциях некоторых государств их нормативное подтверждение, сформулируйте собственную позицию в отношении регионального государства.

По теме: «Конституционные основы территориальной органи­зации государственной власти» целесообразно провести конт­рольную работу. Она может быть как домашней, так и выполнен­ной в аудитории. Поскольку предложенные вопросы требуют творческого подхода, самостоятельных размышлений, студентов не.следует ограничивать в использовании различных источников при подготовке ответов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: