В отличие от законодательной власти, суд, как правило, не создает общих правил поведения и не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, что является типичным для органов исполнительной власти. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. рассматривать и разрешать конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе (уголовные, административные, трудовые дела и т.д.). Эти конфликты рассматриваются судом в ходе судебного процесса в особой процессуальной форме, установленной законом.
Конституционные основы судебной власти закреплены в гл. 6 «Суд» Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст. 109 Конституции судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Под судебной властью понимается совокупность судов, основной функцией которых является осуществление правосудия.
В соответствии со ст. 112 Конституции Республики Беларусь суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу, что нормативный правовой акт не соответствует Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит вопрос о признании данного акта неконституционным.
|
|
Ст. 110 Конституции Республики Беларусь закрепляет принципы судоустройства: независимости судей; подчинение только закону.
Ст. 113 Конституции определяет принцип коллегиальности. В ряде случаев в соответствии с законодательством допускается единоличное рассмотрение дел.
Ст. 114 Конституции закрепляет принцип открытости судебного заседания. Слушание дел в закрытых судебных заседаниях допускается лишь в исключительных случаях.
Ст. 115 Конституции закрепляет принципы состязательности, и равенства сторон в процессе, а также принцип обязательности судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц.