Материалистическая психология

Вопросами социальной психологии занимались Н. К. Михайловский и М. М. Ковалевский. Они анализировали поведение масс и отметили роль психологического фактора в историческом процессе.

Н.Н. Ланге занимался проблемами наследственности. Пришел к выводу, что биологическая наследственность присуща только животным, а у людей передача культуры через подражание и обучение происходит путем социальной преемственности. В связи с этим он отмечал важность языка, благодаря которому в сознание человека вводятся нормы и категории, оказывающие влияние на формирование личности. Занимаясь теорией восприятия и внимания, Н.Н. Ланге пришел к выводу, что с помощью самонаблюдения их невозможно изучить, поэтому нужны специальные эксперименты, для чего и была открыта лаборатория в 1896 г.

Еще задолго до Октябрьской революции в русской физиологии и психологии существовала материалистическая традиция. Огромное влияние на формирование социальной психологии в России оказали труды И.М. Сеченова (1829-1905), который предложил принципиально новый подход к изучению психики и, в том числе сознания, которые стали рассматриваться в связи с материальным миром и деятельностью в нем человека.

И.М. Сеченов понимал схему рефлекторной деятельности нервной системы как включающую психические компоненты, начиная с элементарных уровней чувствительности и заканчивая мышлением. Психика любого уровня служит, по определению ученого, орудием различения условий деятельности и регулятором соответствующих этим условиям целесообразных действий. Следовательно, предметом психологического исследования становилось не интроспективное описание явлений сознания, а изучение возникновения и развития психических явлений как функции мозга, обусловленной внешними обстоятельствами жизни человека и его внутренним содержанием.

Одним из первых Сеченов обратил внимание на особенности психической жизни ребенка. Так, он объяснил, почему умственная жизнь ребенка исчезает бесследно (умственные «склады» памяти у ребенка и взрослого организованы по-разному), что природа страстей заложена в элементарных чувственных наслаждениях ребенка, связанных с едой, с присутствием матери, что воспоминание о наслаждении иногда ярче самого наслаждения. Интересовался он и природой нравственности человека и пришел к выводу, что чтение сказок ребенку на ранних этапах его развития, почти в младенческом возрасте приводит к тому, что ребенок ассоциирует положительные качества (храбрость, смелость, великодушие) героев с собой, а затем переносит эти качества в свой внутренний мир. И.М. Сеченов, проследив связи между чувствами и мыслью, специфику детских и взрослых возрастов, па- мять, ассоциации, рефлексию, видел человека целостно. Ему ставили в упрек лишь недоучет культурно-исторического фактора в формировании человека (недаром его считали прототипов тургеневского Базарова).

Одним из последовательных представителей сторонников православной этики в психологической науке был М.М. Троицкий, заведовавший кафедрой философии Московского университета в 80-е годы XIX века. Предметом психологии он считал явления духа, хотя сущность его объявлял непостижимой и относил к области веры. Дело в том, что дух может познавать себя в различных формах своего существования и быть предметом собственного наблюдения, т.е. тем, что для науки называется психическими явлениями. Следовательно, область познаваемого в психологии ограничивалась пределами человеческого опыта.

В.М. Бехтерев (1857-1927) вошел в науку как сторонник сеченовского учения, создатель первой в России экспериментальной психологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней Казанского университета. Первоначально социально-психологическая тематика (общественная психология) его исследований была связана с внушением - одной из форм влияния людей друг на друга. Внушение Бехтерев связывал с бессознательной областью психики. Первоначально это понятие не выходило за область психиатрии, связываясь с гипнозом. Затем приобрело психологическое значение для определения податливости личности к воздействию других людей.

Внушение происходит при обычном общении одного человека с другим. Таким путем передаются готовые продукты умственной (минуя логику) и эмоциональной деятельности Массовым внушением Бехтерев объяснял явление паники: когда вследствие тех или других условий сознанию группы людей прививается идея о неминуемой смертельной опасности Значение внушения в социальной жизни Бехтерев видел в том что оно является важным условием объединения отдельных людей в группы, усиливает чувства и стремления, а также активность больших групп в целом. Место отдельной личности в общественном развитии определяется ее способностью увлечь за собой массы.

Гуманистическая психология. Понятие самоактуализации личности.

Гуманистическая психология - ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер, Р.Мэй, С.Джурард и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: 1. Человек целостен; 2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; 3. Главной психологической реальностью являются переживания человека; 4. Человеческая жизнь - единый процесс; 5. Человек открыт к самореализации; 6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Термин "самоактуализация" (от лат. actuall - действительный, настоящий) рассматривается как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Источник самоактуализации связан с изменением механизма жизнедеятельности живых существ, с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Самоактуализация предполагает изменение отношения к самому себе, становление субъективности с ее способностью быть для себя. Понятие самоактуализации связано с осмыслением отдельных сторон общего саморазвития личности.

Данное явление изучается в нескольких аспектах: как мотив (тенденции личности), как процесс (механизмы самореализации), как ситуация (переживание ценностей существования), как результат (саморазвивающиеся личности).

Большинство исследований делают акцент на мотивационном аспекте, определяющем стремление человека к возможно более полному проявлению и развитию своих личностных качеств.

Как механизм развития личности, самоактуализация означает переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Он включает в себя содержательные и процессуальные компоненты. Содержательные определяют конкретные особенности личности, являющиеся потенциальными, если они не осознаны и не реализуются субъектом применительно к какому-либо виду деятельности. Процессуальные указывают на те действия, которые активизируют, выявляют данные способности.

11. Психология и другие науки о человеке. Необходимость изучения психологии экономистами.

Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиаже отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом — мозгом.

Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, гологического и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: отечественная психология базировалась на основе Марксизма — «Материя первична — сознание вторично». Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностический исследований.

Таким образом психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения связанные с психологическими особенностями человека.

Психология и экономика
Экономическая психология – психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение.
Экономическая психология взаимодействует с общей, социальной, возрастной, экспериментальной, юридической психологией, а также с психологией менеджмента, маркетинга и рекламы.Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

12. Методы психологии. Наблюдение, эксперимент, тесты.

Метод в наиболее общем понимании - способ познания исследования или осуществления плана. Изучая какое-либо явление с помощью определенных методов, можно из потока фактов выделить те, которые относятся именно к этому явлению, затем их проанализировать, то есть изучить.

Метод в узком понимании - способ получения фактов Понятие метода (как и методики) как способа означает лишь то что создается определенный набор операций или процедур при помощи которых можно получить определенные факты. Научный факт ценен только тогда когда его можно получить не один раз, повторить, а получить его может любой обученный человек любое количество раз.

В психологии получение фактов связано с наблюдением за психикой человека, за его поведением в процессе деятельности Методами являются наблюдение, эксперимент и их модификации.

1)Эмпирические методы. К ним относятся самонаблюдение и наблюдение.

А. Самонаблюдение - наблюдения человека за собственными психическими явлениями. Естественно, что это исторически первый метод. Путем самонаблюдения и сопоставления с окружающей действительностью происходит распознавание себя среди других, своего роста и развития год от года в социальном плане распознавание сценария, в котором ты актер и т.п.

Метод самонаблюдения доступен, корректен, может быть очень глубок. Но все же нельзя сказать с полной уверенностью, что эти наблюдения достоверны. Это главная погрешность метода. К наблюдателю-исследователю предъявляются специальные требования. В отличие, например, от физических опытов, которые мы можем проводить в идеальных, специально созданных условиях, наблюдение за психикой человека происходит в реальной жизни, из которой почти ничего нельзя исключить. На психику оказывает влияние прошлый опыт, современное состояние, генетика, физические и физиологические особенности. Поэтому исследователю важно очень точно определить то, что он хочет наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных фактов. Метод можно поручить провести на себе только специалистам, например психологам, тогда исследователь знает о своих возможностях, пределах, погрешностях.

Б. Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Наблюдение – это процесс описания факта и его объяснение. Сюда может быть отнесен обычно применяемый в социологии метод включенного наблюдения (когда наблюдатель внедряется в группу наблюдаемых). Наблюдателем также должен быть специально обученный человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: