Становление муниципального права на территории РФ прошло длительный путь и еще не завершено. Становление и развитие муниципального права напрямую зависит от совершенствования системы местного самоуправления.
Развитие муниципального права на территории России рассматривается поэтапно:
1) до 1864 г.;
2)в период 1864-1870 гг. Земская и городская реформы;
3) в период 1905-1907 гг.;
4) в послереволюционный период;
5)реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления в 90-е гг. XX в.
В отечественной теории права местное самоуправление всегда понималось по-разному. Например, Н. Лазаревский под местным самоуправлением понимал ≪децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечивается системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и текущую связь органов местного государственного самоуправления с данной местностью и населением≫.
|
|
Другой русский юрист М. И. Свешников характеризовал местное самоуправление как ≪новую форму администрации, заключающуюся в свободном участии народа в заведовании делами, вверенными местным административным органам, т. е. свободное участии народа в местной администрации».
Значительное влияние на формирование системы местного самоуправления оказывают регионы РФ. Россия является федеративным государством, именно поэтому и Российская Федерация, и субъекты РФ обладают правом принятия нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой, - законов. В рамках ст. 71 -73 Конституции РФ закреплены предметы исключительного и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Так, согласно п. «н» ст. 72 Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится ≪установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления≫. Однако различные авторы предлагают разное прочтение данной конституционно-правовой нормы. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление не входит в систему государственного управления, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Предлагаются следующие варианты прочтения:
1) в совместном ведении находится ≪установление...местного самоуправления≫, т. е. закрепление местного самоуправления как неприкосновенного демократического института;
2) в совместном ведении находится ≪установление системы органов... местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к формированию органов местного самоуправления;
3)в совместном ведении находится ≪установление общих принципов организации... местного самоуправления≫, т. е. закрепление общего подхода к правовому регулированию становления системы местного самоуправления. Федеральный законодатель придерживается именно этой точки зрения.