Понятие науки. Взаимодействие науки и философии

Наука понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на получение достоверных и систематических знаний о действительности с целью их дальнейшего практического использования. Именно деятельностное понимание науки особо отмечал В.И.Вернадский: «Содержание науки не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, в основе она главным образом состоит из научных фактов и их эмпирических обобщений, и главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей». Во втором истолковании, когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Третье, институциональное, понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Впрочем, с институциональным оформлением связаны и другие формы общественного сознания: религия, политика, право, идеология, искусство. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Если сравнивать философию и науку то:

1) Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть?» В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

2) Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Философия рассматривает предмет исследования через сознание человека, т.е. философия изучает внепредметную реальность.

3) Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика, методы и отличие от прочих. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти).

4) Философия изучает обобщенное знание. Философский взгляд на науку не предполагает экспериментальной проверки знания. Научное знание обнаруживается в основном опытным путем.

На всем протяжении истории науки философские идеи и принципы играли значительную роль в ее развитии. Будучи основой мировоззрения, философия с самого начала своего возникновения занялась обсуждением проблем строения и происхождения окружающего мира, причин возникновения существующих в ней вещей и явлений. Хотя эти обсуждения опирались на чистое умозрение и логику, тем не менее, иногда они приводили к догадкам, которое предопределили развитие науки. Так философская идея Демокрита об атомном строении вещества в дальнейшем стала основополагающей программой для исследований ученых. Нельзя забывать об обратном воздействии науки на постановку и разработку философских проблем. Постановка многих философских проблем происходит под действием трудностей, возникающих в научном познании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: