Специфика социогуманитарного познания. Гуманитарная экспертиза научного и технического знания

Первые шаги в разработке социо-гуманитарного познания были сделаны под идейным знаменем позитивизма ближе к середине ХIХ в.. Родоначальник позитивизма Конт, опираясь на некоторые соображения, высказанные Сен-Симоном, предложил программу конструирования ранее не существовавшей научной дисциплины, которую он первоначально называл социальной физикой и в конце концов наименовал социологией. Объектом социально-гуманитарного познания является «человеческая реальность» во всей сложности и многообразии ее социального и исторического бытия. Сознание в виде ценностных ориентаций, идеологических и политических установок, личностных и групповых интересов, традиционных мнений, различных предрассудков искажает картину объективного мира, которую стремится создать рациональное мышление. Чем эффективнее будут преодолеваться такого рода барьеры, тем выше будет научный уровень социогуманитарного познания, тем основательнее будет и уровень единства науки. Субъект социально-гуманитарного познания – это не пассивный наблюдатель, а участник познавательного процесса. При этом выделяют индивидуальный субъект – участник, который в ходе познания мира привносит в социально-гуманитарное знание личностную позицию; и коллективный субъект – некое системное образование, под которым подразумевают работающих в данной области исследователей.

В сфере социально-гуманитарного исследования используются все философские и общенаучные методы и принципы. Однако они здесь должны быть конкретизированы, модифицированы с учетом особенностей социального познания и его предмета (общество, культура, личность). Так, в социально-гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зависят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных ориентации и других субъективных факторов. В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы и операции, всецело обусловленные особенностями предмета этих наук: идиографический метод - описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросо-ответный метод»); понимание и рациональное (интенциональное) объяснение; ценностный подход («отнесение к ценностям»).

Общее понятие гуманитарной экспертизы. Разнообразные методы экспертизы, вообще говоря, достаточно основательно разработаны в современной науке и отработаны на практике. Можно отметить, например, экспертизу научно-технического прогресса, основные задачи которой - во-первых, выявить наиболее перспективные его направления, во-вторых, оценить его побочные технологические, экономические, социальные и иные эффекты, и, наконец, выбрать один из альтернативных научно-технических вариантов решения конкретных задач. Однако в целом и общие принципы, и средства осуществления гуманитарной экспертизы только предстоит определить. Норвежский философ Скирбекк основные недостатки существующих процедур технологической экспертизы видит в неадекватности ее понятийного аппарата, который ограничен рамками отдельных частных дисциплин и не позволяет увидеть более широкий спектр проблем; в недемократическом, по своей сути, подходе к выбору экспертов (исключительно из числа других специалистов) и в слишком большой открытости анонимным силам рыночной экономики. Сама по себе гуманитарная экспертиза понимается при этом весьма широко - как переход от технологической экспертизы к мульти- и междисциплинарной экспертизе и далее - к широкой публичной дискуссии. В моральном смысле это - отказ от узкой схемы сопоставления «затраты – выгоды», в основе которой лежат не долговременные, а ближайшие приоритеты, и переход на позиции глобальной этики. В политическом же смысле - отказ от ограниченных бюрократических интересов рынка и переход к такой политической культуре, которая базируется на совместной ответственности. Фактически, гуманитарная экспертиза по Скирбекку - это не только и не столько процесс выработки конкретных решений, сколько непрерывный и широкий диалог, в ходе которого наряду с обоснованием и критикой тех или иных предлагаемых решений происходит также и процесс выявления, обсуждения и согласования посылок и ценностных позиций различных социальных групп. Впрочем, то же должно происходить и по замыслу авторов первых процедур «оценки технологии» - только не в ходе публичных дискуссий, а на уровне специально подобранных репрезентативных групп экспертов. В целом скирбекковская концепция гуманитарной экспертизы, при всех ее несомненных достоинствах, представляется недостаточно операциональной. Тем не менее концепция Скирбекка позволяет обратить внимание на одно принципиально важное обстоятельство: основные процедуры гуманитарной экспертизы, такие, как широкое междисциплинарное обсуждение конкретных решений и проектов, согласование разнонаправленных интересов и т.п., они чрезвычайно широко используются людьми во множестве самых разнообразных практических ситуаций. Однако используются не на систематической основе и нецеленаправленно. При этом существенно, что результатом гуманитарной экспертизы должно стать не только собственно решение, основанное на согласовании разнонаправленных интересов, но и изменение, уточнение и корректировка позиций всех участников диалога. Обратимся теперь к основным составляющим гуманитарной экспертизы. В качестве объекта гуманитарной экспертизы могут выступать научно-технические или социальные новации. Субъект гуманитарной экспертизы - представление о субъекте гуманитарной экспертизы оказывается довольно-таки размытым - фактически она выступает как непрестанный диалог различающихся по своим интересам и ценностным установкам социальных групп. Однако при более операциональном подходе необходимо каким-то образом ограничивать процедуру экспертизы, а вместе с тем и более четко обозначить ее субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: