Научная литература выделяет,
что для современной организации необходимо одновременное применение двух режимов управления — СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО.
Так же считается, что в основе этих режимов лежат два типа организационного поведения: ПРИРОСТНЫЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ, в основе которых лежат принципы процесса принятия управленческого решения
Разберемся – так ли это?
Приростный стиль поведения отличается постановкой, «от достигнутого»,
направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой.
Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать.
Активные действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно, и принимается первое удовлетворительное решение.

В учебной литературе часто Оперативное управление связывают с использованием приростного стиля поведения.
При этом, надо не забывать, что применение стратегического управления требует от руководителя внедрения и на оперативном уровне предпринимательского стиля поведения.
Руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить потенциал организации в реальную прибыль.
В числе его основных задач:
определение общих оперативных задач;
мотивация, координация и контроль в процессе выполнения текущих задач.

Предпринимательский стиль поведения отличается стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Ведется широкий поиск управленческих решений, разрабатываются многочисленные альтернативы, и из них выбирается оптимальная.
ВАЖНО!!! Стратегическое управление требует предпринимательского поведения.
Конечным результатом стратегического управления является системный потенциал для достижения целей организации и ее внутренняя структура, обеспечивающая чувствительность к переменам во внешней среде.
Задачи руководителя, занимающегося стратегическими проблемами, состоят в том, чтобы:
§ выявить необходимость и провести стратегические изменения;
§ создать потенциал, способствующий стратегическим изменениям;
§ отобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения.
| Тип поведения | Вид управления | |
| СТРАТЕГИЧЕСКОЕ | ОПЕРАТИВНОЕ | |
| Предпринимательский | + | + |
| Приростный | - | + |
Хотя оперативная стратегия находится на самом нижнем уровне иерархии формирования стратегий, ее значение не следует приуменьшать.
Например, головное предприятие, не выполнившее свою стратегию по достижению объема производства, себестоимости и качества, может сделать невозможным достижение целей компании по продажам и прибылям и свести на нет стратегические усилия компании по созданию представления о качестве продукции у потребителей.
Никто не может верно оценить важность стратегического действия на организационном или управленческом уровне в самом начале его осуществления.
В первой половине XX в. стратегическое и оперативное управление, а также соответствующие им стили поведения выступали для организации как альтернативные. В настоящее время организации все больше нуждаются в одновременном использовании обоих типов поведения и эффективном сочетании двух видов управления.
| Сравнительный признак | Приростный | Предпринимательский |
| Основное назначение организации | Производство товаров и услуг | Выживание в долгосрочной перспективе |
| Цели | Оптимизация прибыльности | Оптимизация потенциала прибыльности |
| Способ достижения целей | Эффективное использование внутренних ресурсов | Поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, адаптация к изменениям в окружении |
| Пути достижения целей | Экстраполяция прошлых подходов | Предвидение изменений |
| Стиль организационного поведения | Приростный | Предпринимательский |
| Организационная структура | Бюрократическая (механистическая) | Органическая (адаптивная) |
| Средство управления | планирование | Стратегическое планирование |
| Важность фактора времени | Ориентация на кратко- и среднесрочную перспективу | Ориентация на долгосрочную перспективу |
| Роль персонала | Работник — один из ресурсов организации, исполнитель работ | Работник — основа организации, источник ее благополучия |
| Критерии эффективности | Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала | Гибкость, готовность к изменениям |
| Структура власти | Сосредоточена в производстве и маркетинге | Сосредоточена в общем руководстве и НИОКР |
| Отношение к риску | Минимизация риска | Сознательный риск |
| Факторы успеха | Стремление к экономии на масштабах | Стремление к дифференциации |
| Проблема | Повторяющаяся, знакомая | Неповторяющаяся, новая |
| Решение управленческих проблем | Реакция на возникшие проблемы, с запаздыванием по отношению к их появлению | Предвидение проблем, активный поиск возможностей |
| Объект внимания менеджмента | Внутренняя среда организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов | Особое внимание к окружающей среде, поиск возможностей создания конкурентного преимущества, адаптация организации к изменениям |
| Управленческие навыки | Умение получить прибыль, достичь поставленной цели, компетентность в диагностике, координации и контроле | Умение предвидеть изменения, навыки освоения новых направлений, склонность идти на риск, предпринимательские способности, стратегическое мышление |






