Виды толкования права

От толкования-уяснения следует различать толкование-разъяс­нение, которое либо дается компетентным государственным орга­ном или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц.

Данное толкование различается по субъектам на

§ официальное и

§ неофициальное.

Официальное толкование дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано.

Официальное толкование в свою очередь (в зависимости от толкующих субъектов) делится на:

легальное – разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчи­ненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным. Органами, уполномоченными давать официальное легальное толкование, являются прежде всего Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ (они издают соответствующие постановления);

аутентичное – это официальное разъяснение, исходя­щее от органа, который установил данную правовую норму.

Кроме этого, официальное толкование делится также (в зависимости от степени общности и распространенности издаваемых правоположений) на:

нормативное (общее) – это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории;

казуальное (индивидуальное) – это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела.

Неофициальное толкование – это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм; они не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убеди­тельности.

Неофициальное толкование, в свою очередь, делится на три вида:

- обыденное – это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта;

- профессиональное – это толкование, даваемое профессиональными юристами;

- доктринальное (научное) – это толкование, даваемое учеными-юристами.

- На все эти виды толкования нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения, однако оно может помочь глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки. Особую роль здесь играет доктринальное и профессиональное толкование, содержащееся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящее от юристов-практиков. Эти виды толкования призваны способствовать росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания требований закона.

В зависимости от объема толкование делится на:

- буквальное (адекватное) – это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;

- расширительное (распространительное) – это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;

- ограничительное – в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения.

Вопрос 54. Юридическая природа актов толкования права.

Термин "акты толкования" относится только к актам официального толкования норм права, т.е. имеются в виду результаты государственно-властной деятельности по разъяснению норм права.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) – это правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Особенности актов толкования: 1) не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм; 2) имеют юридическую силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы; 3) содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы; 4) обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов государственно-властных полномочий; 5) адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой. Виды интерпретационных актов. По внешней форме: письменные, устные. По юридической значимости: - акты нормативного толкования, - акты казуального толкования.

Это одна из основных классификаций интерпретационных актов. Акты нормативного (общего) толкования адресуются правоприменительным органам и содержат общие разъяснения правовых норм, которыми правоприменитель обязан руководствоваться во всех случаях, когда возникает необходимость применить разъясняемую норму права. Например, Постановление № 3/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суд РФ от 5.02.98г. «О некоторых вопросах применения ФЗ "О переводном и простом векселе"» является актом нормативного толкования.

Акты индивидуального толкования обязательны только в отношении конкретного юридического дела. Элементы индивидуального толкования содержатся в мотивировочной части судебных решений и приговоров, где суд разъясняет, какие именно нормы права и почему он считает нужным применить в этой ситуации. Примером актов индивидуального толкования могут служить определения судебных коллегий Верховного Суда РФ, выносимые в результате рассмотрения конкретных дел высшей судебной инстанцией и содержащие подробные разъяснения правовых норм, касающихся данного юридического спора.

В зависимости от субъекта издания: -акты аутентичного толкования, -акты легального толкования.

Акты аутентичного толкования издаются органами, которыми был издан и сам разъясняемый акт.

Акты легального толкования издаются органами, специально уполномоченными на дачу официальных разъяснений действующего законодательства. Наибольшую значимость среди актов легального толкования имеют постановления Конституционного Суда РФ, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.

В зависимости о отраслей права акты толкования можно подразделить на: -конституционно-правовые, -уголовно-правовые, -гражданско-правовые, - другие.

Вопрос 55. Проблема пробелов в праве.

Иногда возникают ситуации, когда правоприменитель не находит нормы, регулирующей установленные факты. Из этого следуют по меньшей мере два вывода: либо законодатель не считает необходимым регулировать данные обстоятельства и принимать по ним какие-либо решения юридического характера, либо же налицо пробел в праве.

В литературе обычно выделяют действительные и мнимые пробелы. Действительный пробел – это отсутствие нормы права (или ее части), регулирующей конкретное общественное отношение, в том случае, когда такое отношение входит в сферу правового регулирования. Пробел в собственном смысле слова имеется, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или в какой-то части не предусмотрено или предусмотрено не полностью.

Мнимым является пробел, когда определенный вопрос, конкретная сфера общественных отношений не регулируется правом, хотя, по мнению того или иного лица, группы лиц, должны быть урегулированы нормами права. В этом случае, возможно, налицо т.н. "преднамеренный" или "умышленный" пробел. Имеется в виду, что законодатель сознательно оставил вопрос открытым с целью предоставить его решение течению времени или на усмотрение практических органов. Сюда же можно отнести случаи, когда закон содержит ссылки на какие-либо факторы, лежащие вне его (добрые нравы, практику и т.п.), а правоприменителю предоставляется конкретизировать абстрактные понятия, употребленные в законе.

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений потребностями практического решения дел, основными принципами, смыслом и содержанием действующего законодательства.

Вообще-то более точным будет говорить о пробеле в законе, т.к. он является формой воплощения права и именно в процессе отражения права в законодательстве возможны определенные упущения. Если развить этот вопрос, то можно выделить следующие виды пробелов: пробел в позитивном праве – это тот случай, когда нет ни закона, ни подзаконного акта, ни обычая, ни прецедента, ни нормативного договора, которые регулировали бы спорное отношение; пробел в нормативно-правовом регулировании – отсутствие норм закона и норм подзаконных актов; пробел в законодательстве (в узком и точном смысле этого слова) – отсутствие закона (акта высшего органа государственной власти) вообще; пробел в законе – неполное урегулирование вопроса в данном законе. Подобно этому можно говорить о пробелах в иных нормативных актах, обычаях, прецедентах. Как правило, отсутствие или неполнота нормы в данном акте есть и его пробел, и пробел права в целом.

Пробелы в праве объективно возможны, а в некоторых случаях и неизбежны особенно в первые годы формирования системы права. В условиях же развитой системы законодательства наличие пробелов нежелательно. Причинами пробелов в праве являются: 1) динамизм права, 2) несовершенство законодательства, 3) недостатки юридической техники.

Способами преодоления пробелов являются

· устранение пробелов,

· восполнение пробелов.

Устранение пробела – это монополия законодателя, только он может устранить пробел, приняв соответствующую норму права.

Восполнение пробела – это часть деятельности правоприменителя, в процессе которой пробел восполняется путем применения к данным обстоятельствам норм права, регулирующих аналогичные обстоятельства.

При наличие пробела в праве правоприменителю предписывается законодателем различное поведение. Первый вариант поведение закреплен в уголовных и уголовно-процессуальных кодексах. Здесь действует принцип: "Нет преступления и нет проступка, нет наказания и нет взыскания без прямого указания закона". Единственным выходом для практика в такой ситуации является отказ в возбуждении производства по делу, вынесение оправдательного решения. Применение аналогии в сфере уголовного права недопустимо.

В отношениях, не связанных с признанием деяния преступлением или проступком действует иное правило. Гражданское законодательство допускает возникновение гражданских прав и обязанностей непосредственно в силу общих начал и смысла законодательства.

Средствами восполнения пробелов в этих случаях являются аналогия права, аналогия закона и субсидиарное применение права.

Аналогия права – это такой логический метод применения права, при котором юридическое дело решается исходя из общих начал и смысла законодательства, хотя и не нашедших выражения в конкретной норме.

Аналогия закона – разрешение конкретного дела на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующего сходные общественные отношения.

Условия применения аналогии:

­ отсутствие нормы права, регулирующей данный конкретный случай;

­ рассматриваемый случай должен находиться в сфере правового регулирования;

­ законодатель допускает возможность применения права по аналогии в этой области.

Аналогия права возможна только тогда, когда нет нормы, регулирующей сходные общественные отношения (т.е. если невозможно применить аналогию закона).

Субсидиарное применение права – это разрешение конкретного дела на основе привлечения норм права из другой отрасли права.

Вопрос 56-57. Юридическая практика в правовой системе. Юридическая деятельность и правомерное поведение.

Практика вообще это д-ть в какой либо сфере. Юр практика в сфере права. Но это слишком широкое определение. В теории есть очень широкие взгляды когда любую д-ть, даже по правовому воспитанию рассматривают как юр практику. Узкий подход – когда под юр практикой понимается объективированный опыт право применительной деятельности. Юр практика это юр деятельность. Юр д-ть – это д-ть по определению прав и обязанностей субъектов. Юр практика – д-ть по определению прав и обязанностей субъектов, внешне выраженная, документально оформленная, а так же объективированный опыт это деятельности.

Юр д-ть это правомерная д-ть, но не все правомерное поведение можно рассматривать как юр д-ть. Есть фактическое правомерное поведение. Здесь субъект определяет и реализует свои права и обязанности. Присутствует правовое регулирование но оно находится на заднем плане и обычно субъектами не осознается. Юр д-ть как разновидность правомерного поведения предполагает сознательное, осознанное использование правовых средств. В зависимости от содержания д-ти можно выделить:

1) Правотворческую практику, когда законодатель устанавливая нормы права, общим образом определяет права и обязанности субъектов.

2) Правоприменительную практику, когда правоприменитель определяет конкретные права и обязанности того или иного лица.

3) Деятельность по определению собственных прав и обязанностей (договорная практика и тд)

В зависимости от субъектов юр практика: - судебная, - следственная, - прокурорская, - адвокатская и т.д.

В правовой системе юр практика играет существенную роль. (суд – дело – приговор – миллион дел в год = судебная практика). Влияет на правосознание миллионов. Юр практика это процесс. А явлением будет объективированный опыт т.е. внешне выраженный, практика представляет как опыт документально закрепленный. Этот опыт накапливается, изучается, передается и т.д.

Действующим элементом юр практики называют: Правоположение т.е. положение близкое к нормам. Практически нормы только они не установлены законодателем, а сложились в ходе юр практики. Этапы с точки зрения правоположения:

1) Текущая практика (сейчас)

2) Прецедентная практика (решения по новым делам которых не было еще)

3) Обзорная практика (в обзорах суд практики по категориям дел)

4) Руководящая практика (в постановлениях ВС, ВАС) – правоположение здесь в чистом виде.

В правовой системе юр практика выполняет важные функции:

1) обеспечивает единство применения, реализацию права. В ней складываются стандарты толкования норм, варианты преодоления пробелов.

2) выполняет правоконкретизирующую функцию, снижает степень абстрактности норм

3) сигнальная (информационная). Сигнал законодателю о пробелах, недочетах. Предлагает варианты преодоления этих недостатков. Канал обратной связи от правоприменителя к законодателю.

Мало знать закон надо знать практику его применения. Под час практика может дополнить закон.

Вопрос 58. Правонарушение.

Правонарушение – это общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, наносящее вред личности, обществу или государству.

Признаки правонарушения: 1) это всегда деяние, т.е. фактически совершаемый акт поведения; деяние может быть двояким: действие – акт активного поведения, произнесении определенных слов; бездействие – таковое признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, безбилетный проезд, оставление человека в опасности и т.д.); 2) общественная опасность – состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства; 3) противоправность – правонарушение есть акт противный праву, его нормам, это нарушение права; 4) виновность – характеризует психическое отношение лица к содеянному, к совершенному правонарушению; 5) влечет юридическую ответственность проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность, в противном случае деяние нельзя рассматривать как противоправное. В отношении преступлений этот признак называется наказуемостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: