2 вопроса в одном!!
Прогнозирование роста города определяется двумя методами:
– анализ экономической базы
– анализ по методу затраты-результаты.
Оба метода предназначены для оценки роста спроса на рабочую силу в результате роста объема производства в градообразующих предприятиях.
Анализ экономической базы. С помощью данного метода можно определить величину измененияроста совокупной занятости при увеличении роста занятых на градообразующих предприятиях.
Для этого необходимо составить прогноз изменения численности занятых.
Алгоритм составления прогноза следующий:
1. определить мультипликатор;
2. получить прогноз изменений в уровне занятости на градообразующих предприятиях.
Для расчета мультипликатора необходимо оценить уровень занятости на градообразующих предприятиях. Самый точный метод – это сбор информации о фактически отгруженной продукции в другие города со всех градообразующих предприятий. Однако этот способ довольно трудоемкий и зачастую можно натолкнуться на такое ограничение как «коммерческая тайна».
|
|
Поэтому используются более дешевые и доступные методы. Например, мультипликатор занятости можно рассчитать с помощью коэффициента локализации.
Для каждой отрасли коэффициент локализации позволяет получить оценку численности работников, занятых производством продукции, которая вывозится из города.
Тi – общая численность работников на предприятии i-ой отрасли
Вi – выпускающих продукцию на экспорт
Совокупная численность работников города, выпускающих продукцию на экспорт, рассчитывается путем суммирования числа работников, занятых производством экспортной продукции на предприятиях различных отраслей.
Для осуществления прогноза изменений в уровне занятости на градообразующих предприятиях, во-первых, нужно выявить тенденцию спроса в регионе, в стране на данный вид продукции, и во-вторых, оценить относительную привлекательность города для фирм, выпускающих данный товар.
При этом следует отметить, что данный способ дает неточный прогноз, так как основывается на многих допущениях.
Анализ по методу «затраты-результат». Отличие данного метода от предыдущего заключается в том, что можно более точно рассчитать значение мультипликатора, так как используется полный отчет об операциях между фирмами и домохозяйствами в экономике. Для каждой отрасли рассчитывается свой мультипликатор, что позволяет сделать более точный прогноз развития города.
Данный метод предполагает несколько последовательно связанных между собой действий:
1. построение таблицы «затраты-результат»
|
|
2. построение таблицы коэффициентов затрат
3. расчёт мультипликатора занятости.
В таблице 4 представлены данные об операциях в экономике города. В первой строке указаны субъекты, предъявляющие спрос на различные факторы производства, а в первом столбце – факторы производства (предполагается, что в экономике города производятся компьютеры, провода и местные товары, есть экспортные (вывозимые) и импортные (ввозимые) товары, которые потребляются всеми субъектами экономики города). При этом производство компьютеров и проводов для города является градообразующим, т.к. продукция этих производств вывозится за пределы города (эти производства являются экспортноориентируемыми, о чем говорилось выше).
Таблица 4 Таблица «затраты –результат»
Факторы производства | Производствокомпью-теров, руб. | Производство проводов руб. | Производство местных товаров, руб. | Затраты домо-хозяйств, руб., | Экспорт, руб. | ВСЕГО руб |
1. компьютеры | ||||||
2. провода | ||||||
3. местные товары | - | |||||
4. труд | ||||||
5. импорт | - | |||||
ИТОГО |
Следует отметить, что цифры в колонке «Всего» соответствуют сумме цифр в строке «Итого» кроме конечных значений экспорта и импорта.
На основе таблице 4 строится таблица коэффициентов затрат (таблица 5), которая позволяет в самом общем виде представить взаимодействие между фирмами и домохозяйствами. Для этого рассчитывается доля расходов каждого субъекта на факторы производства на один рубль.
Таблица 5. Таблица коэффициентов затрат
Факторы производства | Производствокомпью-теров, руб. | Производство проводов руб. | Производство местных товаров, руб. | Затраты домо-хозяйств, руб., |
1. компьютеры | 0,0 | 0,3 | 0,06 | 0,05 |
2. провода | 0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
3. местные товары | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,69 |
4. труд | 0,5 | 0,6 | 0,8 | 0,0 |
5. импорт | 0,3 | 0,1 | 0,14 | 0,26 |
ИТОГО | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Данные из табл. 5 используются для расчетов эффекта мультипликации роста экспорта компьютеров или проводов.
Предположим, что экспорт компьютеров возрастет на 100 руб. рост реализации компьютеров ведет к росту расходов местных жителей, что влечет за собой целую серию этапов расходов. Первые три этапа расходований средств представлены на рис. 10.
100 руб.
экспорт
|
Рисунок 10 Эффект мультипликации роста экспорта компьютеров на 100 руб.
Этап 1. Рост объемов реализации компьютеров ведет к росту производства проводов на 20 руб., и заработной платы на 50 руб.
Этап 2. Рост производства проводов на 20 руб. ведет к росту реализации компьютеров еще на 6 руб. и заработной платы дополнительно на 12 руб.
Рост заработной платы в процессе первого этапа ведет к росту реализации компьютеров на 2,5 руб. и потребления местных товаров на 34,5 руб.
Этап 3. Рост реализации компьютеров, заработной платы и объемов реализации товаров местного производства ведет к дополнительному росту объемов реализации проводов, заработной платы, объемов реализации компьютеров и потребления товаров местного производства.
В результате процесса мультипликации рост экспорта компьютеров влечет за собой рост расходов на все три вида товаров.
Расходы и перераспределение доходов продолжаются бесконечно, но каждый последующий этап расходов меньше предыдущего. В конечном итоге процесс мультипликации исчезает, поскольку и потребители, и производители тратят часть своих средств на импортные товары.
Коэффициенты затрат используются для расчета мультипликаторов расходов для экспортно-ориентированных отраслей (предприятий вывозящих свою продукцию за пределы города (градообразующих)).
Пример получаемых расчетных величин мультипликаторов расходов по экспортноориентируемой продукции представлен в таблице 6.
|
|
Таблица 6 Мультипликаторы расходов из примеров применения метода «затраты-результат»
Производство в экономике города | Дополнительная реализация на 1 руб. дополнительного экспорта | |
Компьютеров | Проводов | |
Компьютеры | 1,23 | 0,52 |
Провода | 0,25 | 1,1 |
Местные товары | 1,17 | 1,42 |
Итого | 2,65 | 3,04 |
Совокупный эффект мультипликации рассчитывается как сумма эффектов по трем отраслям: рост объемов продаж компьютеров на 1 руб. приводит к росту совокупной реализации на 2,65 руб. Так как в отрасли по производству проводов утечка по импорту минимальная (10 % против 30 % в отрасли производящей компьютеры), в ней самый большой мультипликатор (3,04 против 2,65).