Методология исследования рыночных структур. Чикагская и Гарвардская школы. Рынок и классификационные признаки рынка

Гарвардская школа (англ. Harvard school) — научное направление, сформировавшееся в Гарвардском университете; представляет собой своеобразный симбиоз идей институционализма и неоклассики с особым упором на изучение природы экономического цикла и прогнозирования развития хозяйства с использованием статистических методов.

Формирование научной школы в Гарварде было подготовлено трудами «ранних» университетских преподавателей (Early Harvard Economics) — Ф. Тауссига, Чарльза Фрэнклина Данбара (1830—1900), Томаса Никсона Карвера (1865—1961) и др.

Основателем школы является У. К. Митчелл, создатель т. н. «гарвардского барометра», служившего для предсказания экономической конъюнктуры. Его ближайшими сподвижниками (The Harvard Barometer Group) являлись Чарльз Джесси Баллок (1869—1941) и Уоррен Милтон Персонс (1878—1937).

Новый этап развития школы связан с исследованием причин «великой депрессии» и методов выхода из кризиса. «Поколение депрессии» (The Depression Generation) включает Й. Шумпетера, Э. Хансена, В. Леонтьева, Э. Чемберлина, П. Самуэльсона, Дж. К. Гэлбрейта, Ричарда М. Гудвина (1913—1997).

Дальнейшее развитие школы представляют такие экономисты как С. Кузнец, К. Эрроу, Р. Дорфман (р.1916), А. Гершенкрон (1904—1978), Х. Хаутаккер (р.1924), Я. Корнаи (р.1928).

В рамках Гарвардской школы экономической науки были разработана парадигма «структура — поведение — результат». В основу парадигмы заложено представление о том, что результат функционирования отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в свою очередь, определяется структурой отрасли. Структура отрасли зависит от условий функционирования: технологий, спроса и т. д. В теории подходу Гарвадской школы противопоставлялся подход Чикагской школы.

Чикагская школа — направление в экономической теории. Основатель школы — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, Милтон Фридман. Главные представители — Г. Демсец, Дж. Стиглер, Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц, А. Харбергер.

Чикагская школа начала складываться в 1930-е годы, окончательно сложилась в 60−70-е годы XX века.

Чикагская школа в определенном смысле противопоставляется Гарвардской школе. В частности, представители данного направления не придерживались парадигмы «структура — поведение — результат» и считали, что структура отрасли не определяет полностью поведение игроков.

Современный рынок представляет сложную интегрированную систему для анализа и характеристики, структуру которой используют различные классификационные признаки и критерии. Классификация рынков необходима также для более глубокого понимания закономерностей и особенностей организации рыночных процессов, функций их инфраструктуры.

Поэтому, исходя из цели исследования выбирают те или иные классификационные признаки и разрабатывают соответствующую классификацию. Теория маркетинга выделяет рынок ресурсов (рынки сырья, валютные рынки и рынки труда); рынок товаров и услуг; рынок производителей; рынок потребителей; рынок посредников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: