Вусловиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент — один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют легислатуры (законодательные органы) федерации и субъектов федерации. Не бывает местных органов законодательной власти.
Современные парламенты обычно состоят из двух палат верхней и нижней. Такая двухпалатная организация легислатуры является элементом сдержек и противовесов в рамках законодательной власти: обычно нижняя палата является фактическим законодателем (парламент в целом является номинальным законодателем), а верхняя обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе. Верхняя палата далеко не всегда формируется путем всеобщих прямых выборов. В большинстве стран часть или все члены верхней палаты назначаются или избираются путем косвенных выборов.
Сдержки и противовесы в отношениях между ветвями государственной власти проявляются и в сфере законодательного процесса.
Теория различает в законодательном процессе пять стадий.
Первая стадия — внесение законопроекта в нижнюю палату парламента субъектами законодательной инициативы - прежде всего такими субъектами являются сами депутаты нижней палаты.
Вторая стадия — рассмотрение законопроекта в палате, как правило, в трех чтениях. Необходимость трех чтений вызвана самой логикой демократической процедуры нормотворчества.
Третья стадия — вотирование закона нижней палатой, т. е. голосование по законопроекту, в результате которого либо закон считается не принятым, либо вотированный закон направляется в верхнюю палату парламента.
Четвертая стадия — одобрение вотированного закона верхней палатой парламента. Как правило, если простой закон в течение определенного срока не рассмотрен верхней палатой, то он считается «одобренным по умолчанию».
Пятая стадия — промульгация. Закон, принятый палатами парламента, не вступает в силу автоматически. В условиях разделения властей номинальный глава государства или глава исполнительной власти.