double arrow

Понятие, сущность, виды и принципы правотворчества


Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами; в широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право творческого замысла и до практической реализации юридическом нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Принципы:

1. Демократизм и гласность правотворчества.Суть принципа за­ключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом.

2. Профессионализм правотворчества.Этот принцип прямо и не­посредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений.

3. Законность правотворчества.В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подго­товке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов долж­на осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприме­нительной практикой.Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стра­не, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобно­го регламентирования и т.д.




Виды правотворчества чаще всего определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи вы­деляются следующие виды правотворчества.

- Правотворчество государственных органов.Основная масса нормативных актов принимается в рамках именно этого вида пра­вотворческой деятельности (законы, акты президента, акты пра­вительства и т.д. вплоть до внутренних актов, принимаемых ад­министрацией государственных предприятий и учреждений).

- Референдум (всенародное голосование).В рамках Российской Федерации таким образом была принята 12 декабря 1993 г. ныне действующая Конституция. Этот вид правотворчества встречается относительно редко и прежде всего в связи со сложностью органи­зации референдума, требующего значительных материальных и иных затрат.

- Правотворчество негосударственных органов (организаций).

Существует два вида негосударственного правотворчества.

Во-первых, это делегированное правотворчество. В этом слу­чае государство заранее предоставляет какой-либо организации право издания нормативных актов по тому или иному вопросу.

Во-вторых, это санкционированное правотворчество. Здесь какая-либо организация разрабатывает нормативный акт, который затем санкционируется (утверждается) уполномоченным го­сударственным органом.

Виды правотворчества различаются и в зависимости от характе­ра нормативного правового акта. В этом плане можно выделить ко­дифицированное и текущее правотворчество.







Сейчас читают про: