Одно из важнейших направлений государственной деятельности - правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами; в широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента право творческого замысла и до практической реализации юридическом нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).
Принципы:
1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом.
2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений.
3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ.
4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.
Виды правотворчества чаще всего определяются в зависимости от субъектов, осуществляющих эту деятельность. В этой связи выделяются следующие виды правотворчества.
- Правотворчество государственных органов. Основная масса нормативных актов принимается в рамках именно этого вида правотворческой деятельности (законы, акты президента, акты правительства и т.д. вплоть до внутренних актов, принимаемых администрацией государственных предприятий и учреждений).
- Референдум (всенародное голосование). В рамках Российской Федерации таким образом была принята 12 декабря 1993 г. ныне действующая Конституция. Этот вид правотворчества встречается относительно редко и прежде всего в связи со сложностью организации референдума, требующего значительных материальных и иных затрат.
- Правотворчество негосударственных органов (организаций).
Существует два вида негосударственного правотворчества.
Во-первых, это делегированное правотворчество. В этом случае государство заранее предоставляет какой-либо организации право издания нормативных актов по тому или иному вопросу.
Во-вторых, это санкционированное правотворчество. Здесь какая-либо организация разрабатывает нормативный акт, который затем санкционируется (утверждается) уполномоченным государственным органом.
Виды правотворчества различаются и в зависимости от характера нормативного правового акта. В этом плане можно выделить кодифицированное и текущее правотворчество.