Система законодательства о предпринимательской деятельности

Почти все ученые сходятся во мнении, что существует законодательство о предпринимательской деятельности.

Законодательство – не только законы, а весь массив нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Это совокупность нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и возникающие при этом отношения.

Структура:

Конституция – регулирует предпринимательскую деятельность – это основа основ, она:

- формирует необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

- обеспечивает право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

Конституционные нормы:

выражают определенные концепции правового регулирования;

закрепляют конституционные принципы;

определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Закон как понятие предполагает ФКЗ, ФЗ (в том числе, Кодексы), законы субъектов.

Два направления формирования законодательства о предпринимательстве – принятие законов, определяющих общие условия, и издание законодательных актов, направленных на регулирование определенных сфер экономики.

Комплексный характер норм.

Система законодательства о предпринимательстве представляет собой классификацию законодательных актов, построенную по разным критериям. Основные критерии:

- юридическая сила и место в иерархии актов (Закон и подзаконный акт);

- сферы законодательного регулирования, установленные в ст.71-73 КРФ, в которых они приняты (ФЗ исключительного ведения РФ, ФЗ совместного ведения, законы СРФ)

- Масштаб действия. (Нормативные акты централиз-го Прав. Регулир-я; Акты локального регулирования.)

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента РФ, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.

б) постановления Правительства РФ, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

в) НПА министерств и ведомств. Федеральные органы исп.власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции НПА детально регламентирующие отдельные вопросы предпр. д-ти, находящиеся в сфере ведения органа исп.власти.

Для ПП РФ судебная практика становится новым и важным источником права: Решения КС РФ, Постановления и Разъяснения Пленума ВАС РФ, отдельные полномочия системы судов общей юрисдикции РФ. Доктрина – спорный вопрос, но с точки зрения учебника ее тоже можно рассматривать в качестве источника.

Обычай – правило поведения, основанное на длительности его применения. В сфере предпринимательства они признаются источником права. Правовые обычаи в сфере предпринимательства именуются Обычаями делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпр. деят-ти правила поведения, не предусмотренные зак-вом, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Обыкновение – сложившееся правило, но в отличие от обычая делового оборота стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга с необходимостью руководствоваться этим правилом.

Функции законодательства в этой сфере обычные: регулирует, гарантирует, охраняет, защищает.

Особенность – регулирование товарно-денежных отношений с участием предпринимателей. П.2 ст.3 ГК нормы ГП, содержащиеся в иных законах должны соответствовать.

8. Разграничение полномочий между РФ и субъектами.

В России как федеральном гос-ве зак-во издается не только на уровне РФ, но и ее субъектами. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в области издания актов законодательства определяется в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ содержатся положения, из которых вытекает, что издание актов хозяйственного законодательства относится к ведению РФ. Согласно этой статье к ведению РФ относятся: установление правовых основ единого рынка, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, решение других вопросов, связанных с хоз.деятельностью.

В то же время ФЗ решение некоторых вопросов правового регулирования предпр. д-ти может передаваться субъектам РФ. Кроме того, субъекты РФ имеют возможность воздействовать на предппр.д-ть, решая вопросы, относящиеся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся, в частности, адм., земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах. Адм. зак-во определяет общий порядок гос.управления, относящийся и к управлению хоз.д-ю. Что касается таких отраслей зак-ва, как земельное, лесное, водное и зак-во о недрах, то они регулируют не только порядок охраны природных ресурсов, но и порядок их использования, т.е. решают и некоторые вопросы хоз.д-ти.

Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ последние обладают всей полнотой гос.власти. Это означает, что в соответствующих случаях субъекты РФ могут самостоятельно издавать законы и иные нормативные акты.

Нормативные акты, относящиеся к регулированию хозяйственной деятельности, в пределах своих полномочий издают также муниципальные образования (органы МСУ).

В некоторых случаях между РФ и ее субъектами заключаются соглашения, предусматривающие передачу на решение субъектам РФ отдельных вопросов, относящихся к ведению РФ, в том числе вопросов, связанных с регулированием хоз. д-ти. В результате такой практики полномочия различных субъектов РФ оказались неодинаковыми. Однако в последнее время действие некоторых ранее заключенных подобных договоров было прекращено по соглашению сторон. Важно и то, что порядок заключения и изменения соглашений между фед. органами исп.власти и органами субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий определен Правилами подготовки, согласования и утверждения соглашений между фед. органами исп. власти и исполнит. органами гос.власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения, утвержденными Постановлением Прав-ва РФ от 1 марта 2004 г. № 1171.

9. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права.

В систему источников ПП входят и обычаи делового оборота. Для установления наличия обычая делового оборота необходимо, чтобы сложившееся, широко применяемое и не предусмотренное зак-вом правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям зак-ва или договору, не применяются.

Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи получили широкое распространение при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок.

Для формирования зак-ва, регулирующего осуществление предпр. д-ти, очень важны акты высших судебных органов РФ: КС, ВС, ВАС. Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками ПП России, поскольку не содержат норм права, однако также играют важную роль для развития системы источников ПП, т.к. способствуют форм-ю единого правопонимания у субъектов пр.д-ти и гос. правоприменительных органов и созданию единой модели правоприменения.

На практике не всегда предпринимательское отношение получает должное правовое регулирование в виде нормы того или иного законодательного акта, не всегда существует и обычай делового оборота, который можно было бы применить в конкретном случае. Действующее зак-во устанавливает правила применения зак-ва в таких случаях. Такие пробелы предпр.зак-ва восполняются путем применения:

• закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);

• общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).

Для применения аналогии закона и аналогии права необходимо наличие следующих условий:

— неурегулированность соответствующих отношений законодательством и соглашением сторон;

— отсутствие обычая делового оборота;

— наличие схожего законодательства;

— непротиворечие существу соответствующих отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: