Контроль за деятельностью конкурсного управляющего

1. Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.2. Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

54. Мировое соглашение как процедура, применяемая в деле о банкротстве. Правовые основы

мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Под мировым соглашением понимается процедура, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве).

Экономико-правовая суть мирового соглашения заключается в том, что стороны прекращают дело о банкротстве на основе взаимных уступок. Спор разрешается путем фиксации в мировом соглашении тех договоренностей, которых стороны достигли, а арбитражный суд констатирует достигнутое соглашение, принимая судебный акт, имеющий юридическое значение и общеобязательный для исполнения всеми сторонами. При этом, как справедливо отмечают ученые-юристы, смысл мирового соглашения "заключается в изменении существующих ранее имущественных правоотношений между должником и кредиторами"

Однако мировое соглашение является не просто формой прекращения судебного дела, а особым способом прекращения производства по делу о банкротстве. Это обусловлено тем, что мировое соглашение является одной из процедур банкротства. Целью такой процедуры, так же как и целью внешнего управления, является предотвращение ликвидации должника и восстановление его платежеспособности.

Мировое соглашение. Мировое соглашение считается самостоятельной процедурой банкротства. Должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве (но не ранее проведения первого собрания) могут добровольно заключить соглашение об урегулировании имущественного спора на определенных ими условиях. Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Мировое соглашение утверждается определением арбитражного суда. Оно может предусматривать отсрочку, рассрочку исполнения обязательств, уменьшение платежей, отступное, обмен требований кредиторов на акции (доли) в уставном капитале и т.д. В целом такое соглашение содержит условия двух видов. К первым относятся условия, которые в обязательном порядке закрепляются в мировом соглашении (существенные условия). Ко вторым - условия, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.

Допускается пересмотр условий мирового соглашения по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не были ранее известны, либо если кредитор не участвовал в заключении соглашения и нарушены его законные интересы. Расторжение мирового соглашения возможно только в отношении всех кредиторов одновременно.

Заканчивая рассмотрение основных характеристик процедур несостоятельности, ответим на два распространенных вопроса: сколько времени продолжается процесс банкротства и на какой стадии начинается распродажа имущества должника?

Если суммировать максимально возможные сроки всех процедур банкротства (7 месяцев - наблюдение, 2 года - финансовое оздоровление и внешнее управление в совокупности, год - конкурсное производство), то получится менее 4 лет. Однако практика показывает, что этого недостаточно для крупных предприятий, потому что восстановление платежеспособности занимает не менее 5 лет.

Что касается распродажи всего имущества несостоятельной компании, то она возможна на разных стадиях банкротства и для разных целей. В период внешнего управления арбитражный управляющий может продавать часть имущества должника (после инвентаризации и оценки) на открытых торгах при условии, что это не приведет к остановке хозяйственной деятельности должника, поскольку основная цель внешнего управления - восстановить платежеспособность должника. Внешний управляющий может также продать целиком предприятие должника и из вырученных от аукциона денег расплачиваться с кредиторами. В любом случае начальная продажная цена устанавливается кредиторами.

В период конкурсного производства арбитражный управляющий также после инвентаризации и оценки продает имущество должника на открытых торгах. Но на этой стадии продажа имущества преследует иную цель - получение денежных средств для расчетов с кредиторами уже после признания должника банкротом.

55. Правовые основы несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников.

Глава 9 фз о банкротстве: Статья 168. Общие положения банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц: К отношениям, связанным с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также к отношениям, связанным с банкротством застройщиков, применяются положения настоящего ФЗ, регулирующие банкротство должников – юр. лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Градообразующие организации. Градообразующие организации - наследие экономики советского типа, когда предпочтительным считалось создание и развитие крупных гос.предприятий. После строительства крупного промышленного предприятия вокруг него формировался населенный пункт, и, естественно, практически весь персонал такого предприятия проживал в этом же населенном пункте. Надо сказать, что понятие градообразующей организации установлено в нашем законодательстве только применительно к процедуре несостоятельности - это организация, численность работников которой превышает 25% от числа работающих жителей данного населенного пункта. Аналогичные правила применяются к организациям с численностью работников более 5 тыс. человек.

Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления градообразующими организациями вводятся под поручительство РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Продажа имущественного комплекса (предприятия) проводится при условии, что покупатель обязуется сохранить 50% рабочих мест.

Сельскохозяйственные организации. К ним относятся организации, для которых производство, переработка с/х продукции составляют 50% от общей суммы выручки предприятия. Такие же правила применяются к рыболовецким артелям, в которых выручка от реализации водных биоресурсов составляет 75% от общей суммы выручки. Все процедуры банкротства в отношении с/х организаций вводятся с учетом сезонности производства. Преимущественное право покупки имущества должника имеют другие с/х организации, владеющие прилегающими земельными участками.

Финансовые организации. Это кредитные организации, страховые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг. Среди основных особенностей банкротства финансовых организаций можно назвать следующие.

Дело о банкротстве кредитной организации начинается только после отзыва Центральным банком РФ ее лицензии и включает две процедуры: наблюдение и конкурсное производство. При этом кредиторами первой очереди для кредитной организации выступают вкладчики – физ.лица. Практика последних лет показала, что, как правило, после полного расчета со своими вкладчиками кредитная организация уже не может выполнить обязательства перед другими кредиторами.

Продажа имущественного комплекса страховой организации возможна только в пользу другой страховой компании, которая имеет соответствующую лицензию, принимает на себя все договоры страхования и обладает достаточными денежными средствами для их покрытия.

При банкротстве профессионального участника рынка ценных бумаг (брокера, депозитария, доверительного управляющего и проч.) его клиенты могут разрешить продолжать управление их ценными бумагами, не смешивая их с имуществом профессионального участника. При этом ценные бумаги клиентов должны учитываться на специальном брокерском счете.

Стратегические предприятия и организации. К ним относятся федеральные гос. унитарные предприятия или открытые акционерные общества, производящие оборонную продукцию, если акции находятся в федеральной гос. собственности. Стратегическими считаются также все предприятия оборонно-промышленного комплекса и уголовно-исполнительной системы.

Для признания таких предприятий банкротами установлен более длительный период просрочки исполнения обязательств (6 месяцев), а также иной "порог подведомственности" - 500 тыс. руб.

К кандидатуре арбитражного управляющего стратегического предприятия или организации установлен ряд дополнительных требований, в частности стаж работы на стратегическом предприятии, специальное образование, опыт антикризисного управления.

Внешний управляющий не вправе отказываться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением государственного оборонного заказа. При продаже предприятия должно сохраняться целевое назначение имущества.

Банкротство индивидуального предпринимателя. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Заявление о признании ИП банкротом может быть подано им самим, его кредитором, требование которого связано с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, уполномоченными органами. В ходе процедур банкротства кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования ("личные долги"). Объясняется это тем, что имущественная состоятельность гражданина не может быть разделена на две независимые части, поэтому притязания кредиторов удовлетворяются как за счет имущества, задействованного в бизнесе, так и за счет личного имущества.

Особым последствием начала процедур банкротства является то, что гос. регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя автоматически утрачивает силу. Кроме того, аннулируются все выданные ему лицензии на соответствующие виды предпринимательской деятельности. Гражданин не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение года с момента признания его банкротом.

Банкротство стратегических предприятий и организаций-

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные гос. унитарные предприятия и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно — производственные, научно — исследовательские, проектно — конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Правительство РФ кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных Законом, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций

АС выносит определение о введении в отношении стратегических предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями

АС выносит определение о введении внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

План внешнего управления в отношении стратегических предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

продажей предприятия; отчуждением или обременением недвижимого имущества; распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника; отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ; заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегических предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ.

Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных гос.нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности РФ. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

Банкротство субъектов естественных монополий

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Основные особенности банкротства субъектов естественных монополий по ФЗ №127:

1) субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 197 Закона N 127-ФЗ). Напомним, что в общем случае для юридических лиц этот срок равен 3 месяца (пункт 2 статьи 3 Закона N 127-ФЗ);

2) размер требований к субъектам естественных монополий, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве в совокупности составляет не менее чем 500 000 рублей (пункт 3 статьи 197 Закона N 127-ФЗ). Напомним, что в общем случае для юридических лиц эта сумма равна 100 000 рублей (пункт 2 статьи 6 Закона N 127-ФЗ);

3) регламентированы особенности внешнего управления субъектов естественных монополий (статья 200 Закона N 127-ФЗ);

4) регламентированы особенности продажи имущества должника - субъекта естественной монополии (статья 201 Закона N 127-ФЗ);

5) иные особенности в соответствии с действующим законодательством.

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются:

- согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

- принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

- наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Банкротство застройщиков

Под застройщиком (лицом, привлекающим денежные средства и (или) имущество участников строительства) понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Участник строительства – физическое или юридическое лицо, РФ, субъект РФ или муниципальное образование, имеющие к застройщику требование о передаче жилого помещения или денежное требование.

Требование о передаче жилого помещения предполагает требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника не введен в эксплуатацию.

Денежное требование – это требование участника строительства:

– о возврате уплаченных по договору денежных средств или стоимости переданного имущества;

– о возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение;

– о возврате уплаченных денежных средств (стоимости переданного имущества) по договору, признанному судом недействительным или незаключенным.

Установленные правила, применяются независимо от того, владеет ли застройщик земельным участком на праве собственности, аренды или субаренды. А также независимо от того, обладает ли он правом собственности или иным имущественным правом на объект строительства.

Обязанность передать жилье. Арбитражный суд вправе признать наличие у участника строительства требования о передаче ему жилого помещения или денежного требования не только на основании заключенного договора участия в долевом строительстве или договора купли-продажи (в том числе предварительных договоров данных видов). Указанные требования могут быть признаны и в других случаях, предусматривающих передачу жилого помещения в многоквартирном доме после завершения его строительства в собственность:

– при заключении договора займа;

– при внесении денежных средств и (или) иного имущества в качестве вклада в складочный капитал товарищества на вере (коммандитного товарищества);

– при заключении договора простого товарищества в целях осуществления строительства;

– при выдаче векселя;

– при внесении денежных средств в жилищно-строительный кооператив;

– при заключении иных сделок, связанных с передачей средств в целях строительства многоквартирного дома.

По сути, в данном перечне указаны все наиболее распространенные способы получения денежных средств в обход Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…».

Другие дополнительные меры: Законом № 127-ФЗ (п. 1 ст. 201.2) предусматривается привлечение к участию в деле о банкротстве застройщика исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства.

Распоряжение земельными участками. Арбитражные суды по ходатайству заявителя вправе применять следующие меры по обеспечению законных требований кредиторов:

– запрет на заключение арендодателем договора аренды участка с другим лицом, помимо застройщика;

– запрет на государственную регистрацию такого договора;

– запрет на распоряжение арендодателем данным земельным участком иным образом.

Их назначение – помешать застройщику и арендодателю (зачастую являющимся аффилированными лицами) вывести земельный участок из процедуры банкротства.

Денежные требования. Определено, что открытие конкурсного производства в отношении застройщика является основанием для одностороннего отказа участника строительства от исполнения договора. При установлении размера денежного требования учитывается размер убытков в виде реального ущерба, причиненного нарушением обязательства застройщика (разница между стоимостью помещения на дату расторжения договора и суммой уплаченных средств). Если стоимость жилья окажется меньше уплаченной суммы, снижение размера денежного требования не производится.

Требования о передаче жилых помещений. При признании таких требований судом они включаются арбитражным управляющим в соответствующий реестр. Следует отметить, что правила ведения реестра требований о передаче жилых помещений должны быть определены подзаконным нормативным правовым актом.

В статье 201.8 закона № 127-ФЗ установлено, что рассмотрение требований других лиц к застройщику или застройщика к другим лица возможно только в рамках дела о банкротстве застройщика.

Очередность удовлетворения требований. Для участников строительства немаловажное значение имеет очередность удовлетворения требований кредиторов. Они исполняются в следующем порядке:

– в первую очередь – расчеты с гражданами за причинение вреда жизни или здоровью;

– во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников;

– в третью очередь – расчеты по денежным требованиям граждан – участников строительства;

– в четвертую очередь – расчеты с другими кредиторами (к этой категории относятся и участники строительства – юридические лица).

Законодатель допускает возможность погашения требований участников путем передачи им объекта незавершенного строительства. Так, при наличии у застройщика объекта незавершенного строительства арбитражный управляющий обязан вынести на рассмотрение собрания участников вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников путем передачи прав застройщика на этот объект и земельный участок созданному участниками жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) или иному специализированному потребительскому кооперативу.

Решения собрания участников строительства принимаются тремя четвертями голосов участников строительства, имеющих право голоса на этом собрании (ст. 201.12 закона № 127-ФЗ). Причем такая передача возможна при условии, что объект незавершенного строительства и земельный участок, на котором он находится, принадлежат застройщику на праве собственности (земельный участок – и на ином имущественном праве).

Таким образом, передача недостроенного объекта дольщикам возможна далеко не всегда.

Если строительство дома застройщиком было завершено, арбитражный управляющий обязан вынести на рассмотрение собрания участников вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников путем передачи им в собственность жилых помещений в этом доме.

Пунктом 3 статьи 201.11 закона № 127-ФЗ предусмотрено шесть условий, при одновременном соблюдении которых такая передача возможна:

– наличие разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию;

– застройщиком и участниками строительства не подписаны передаточные акты;

– стоимость передаваемых жилых помещений не превышает более чем на 5 процентов совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений и др.;

– оставшегося имущества достаточно для погашения текущих платежей, требований кредиторов первой и второй очереди, или на депозитный счет арбитражного суда внесены необходимые денежные средства;

– в реестре отсутствуют требования кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на многоквартирный дом, строительство которого завершено, земельный участок, передаваемые жилые помещения;

– всем участникам передаются жилые помещения в соответствии с условиями договоров, и помещений достаточно для удовлетворения требований всех участников, включенных в реестр требований кредиторов и реестр требований о передаче жилых помещений.

Может случиться, что в установленные законом сроки решение о передаче недостроенного или готового дома собранием не принято. Тогда конкурсный управляющий должен направить участникам уведомление о возможности предъявления в суд, рассматривающий дело о банкротстве застройщика, денежного требования (с отказом от получения помещения). Подать его участник может в течение месяца с даты получения уведомления. Суд принимает решение о включении таких требований в реестр требований кредиторов.

!Конкурсный управляющий не вправе осуществлять расчеты с кредиторами третьей и четвертой очереди до рассмотрения всех требований участников (как граждан, так и юрлиц) и вынесения соответствующих определений арбитражным судом.

Погашение требований за счет реализации залога. В случае реализации предмета залога – объекта строительства, принадлежащего застройщику на праве собственности, и земельного участка, принадлежащего застройщику на праве собственности или ином праве (аренды, субаренды и т. п.), вырученные средства перечисляются покупателем на специальный банковский счет должника. Из них:

– 60 процентов средств направляется на погашение требований кредиторов по обязательству, обеспеченному залогом объектов или прав должника;

– 25 процентов направляется на погашение денежных требований граждан – участников строительства (при отсутствии требований кредиторов по обязательству, обеспеченному залогом, 85 процентов вырученных средств направляется на погашение денежных требований);

– 10 процентов направляется на погашение требований кредиторов первой и второй очереди;

– оставшиеся средства направляются на погашение судебных и других организационных издержек.

Не удовлетворенные за счет стоимости реализованного имущества должника денежные требования дольщиков – физических лиц удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

56. Правовое регулирование упрошенных процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В ряде случаев банкротство может проводиться по упрощенным процедурам:

- для ликвидируемого должника - в случае, когда при ликвидации организации оказалось, что стоимость ее имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (см. п.1 ст.224 Закона о банкротстве);

- для отсутствующего должника - в случаях (см. п.1 ст.227 и ст.230 Закона о банкротстве):

когда организация фактически прекратила деятельность, а руководитель отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным - заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (это же положение применяется и к отсутствующим индивидуальным предпринимателям);

а также, когда имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве,

когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника,

при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Банкротство ликвидируемого должника

Если окажется, что стоимость имущества должника, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то в арбитражный суд должно быть подано заявление о признании должника банкротом.

Здесь возможны два варианта:

если уже создана ликвидационная комиссия (назначен ликвидатор), то подача заявления - их обязанность, и в этом случае дело о банкротстве рассматривается по упрощенной процедуре, т.е. с особенностями, предусмотренными ст.224-226 Закона о банкротстве,

если ликвидационная комиссия еще не создана (не назначен ликвидатор), то заявление должно быть подано собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника, и в этом случае дело о банкротстве рассматривается в общем порядке, т.е. без учета особенностей, предусмотренных ст.224-226 Закона о банкротстве.

Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника и председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие нарушение требований по подаче заявления о банкротстве, несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Банкротство отсутствующего должника

Арбитражный суд в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.

Конкурсный управляющий уведомляет в письменной форме о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в течение месяца со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему. Если какое-то имущество найдется, то и в рамках упрощенной процедуры расчеты с кредиторами производятся в общем порядке, установленном ст.134 Закона о банкротстве.

57. Система правового регулирования качества продукции.

Деятельность по сертификации в России законодательно регулируется и обеспечивается:

1) законами РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», ФЗ от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1, "Об обеспечении единства измерений" от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 30.07.2012);

2) указами Президента и нормативными актами Прав-ва России (Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг" и др.);

3) подзаконными актами, направленными на решение отдельных социально-экономических задач и предусматривающими использование для этой цели обязательной сертификации.

Нормативно-методическая база сертификации включает:

1) совокупность нормативных документов, на соответствие требованиям которых проводится сертификация продукции и услуг, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований;

2) комплекс организационно-методических документов, определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.

Основополагающим документом РФ в области сертификации является Закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

ФЗ 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» Предметом законодательного регулирования являются отношения между юридическими и физическими лицами, государственными органами, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся по поводу установления обязательных технических норм и правил, подтверждения соответствия продукции, процессов (методов) ее производства обязательным требованиям, стандартизации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), привлечения к ответственности в случаях несоответствия требованиям технических регламентов и финансирования работ в области технического регулирования. Действие Закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Требования к продукции разделяются на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.

Обязательные технические требования могут устанавливаться только федеральными законами, указами Президента РФ и решениями Правительства РФ.

Изменяются правовые основы и принципы стандартизации в РФ, национальная система стандартизации, порядок разработки и применения стандартов.

Сертификация может осуществляться на добровольной основе в системах добровольной сертификации или в обязательном порядке. Обязательная сертификация проводится в случаях и в порядке, предусмотренных техническими регламентами.

Устанавливается ответственность и процедуры, применяемые в случаях несоответствия требованиям технических регламентов.

ФЗ от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 30.07.2012) "Об обеспечении единства измерений" сфера государственного метрологического контроля и надзора распространена на обязательную сертификацию продукции и услуг, на испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов. ФЗ направлен на приведение законодательства РФ в сфере обеспечения единства измерений в соответствие с современными международными требованиями.

Основными новациями ФЗ являются: сужение сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений; отмена лицензирования деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений; создание основанного на конкуренции рынка работ и услуг в области обеспечения единства измерений; выведение из сферы государственного регулирования игровых автоматов и других технических устройств с измерительными функциями, которые не относятся непосредственно к средствам измерений.

Полномочия по поверке средств измерений в целях утверждения их типа и аттестация методик (методов) проведения измерений передаются аккредитованным организациям. Аттестация поверителей упраздняется. Кроме того, в целях обеспечения открытости и доступности информации для всех заинтересованных лиц создается федеральный информационный фонд в области обеспечения единства измерений.

Указанные меры позволят исключить избыточное вмешательство государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Кроме того, они будут способствовать международному признанию измерительных возможностей России и, как следствие, устранению технических барьеров для участия нашей страны в многосторонних торговых соглашениях.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственная защита их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия качеству и требованиям безопасности. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены, замены товара..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: