Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:

- лекции 36 ч.;

- практические занятия 18 ч.;

- самостоятельная работа студента 54 ч.

Форма контроля – экзамен.

Семестр 1.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Предмет истории общественно-политических учений

Понятие предмета истории общественно-политических учений. Методы изучения. Место и роль сравнительного метода. Принцип историзма. Проблема периодизации общественно-политической мысли человечества.

Основные этапы истории общественно-политических воззрений.

Их характеристики по регионам. Сравнительный анализ этапов.

Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока

Исторические условия формирования государств Древнего Востока и общественно-политических теорий. Мифологическая и философская основы общественно-политических воззрений Древнего Востока.

Политические идеи письменных памятников Древней Индии. Сравнительный анализ политических идей брахманизма, буддизма и индуизма.

Философско-политическая мысль Древнего Китая и её особенности. Учение Конфуция о государстве и обществе. Моизм, даосизм и их общественно-политический аспект.

Тема 3. Своеобразие общественно-политических теорий

Древней Греции и Древнего Рима

Социально-политический строй Древней Грециии егосвоеобразие.

Особенности общественно-политических доктрин античности. «Идеальное государство» Платона и «Полития» Аристотеля: сравнительный анализ.

Исторические и политические особенности учений Древнего Рима. Цицерон о государстве и праве.

Общественно-политический аспект раннего христианства. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный об управлении государством.

Тема 4. Западноевропейские общественно-политические доктрины периода Средневековья

Особенности общественно-политической мысли Западной Европы в эпоху средневековья. Теократические концепции. Теория двух мечей (полифония власти). Папоцезаризм. Цезарепапизм.

Политико-правовая мысль Византии. Теория симфонии двух властей.

Учение Фомы Аквинского о власти и законе: основные положения и роль.

Политические идеи еретических движений. Ереси XI–XIII вв. (богомилы, катары, альбигойцы и др.).

Ереси XIV–XVI вв. (лолларды, табориты и др.).

Еретизм и раннее христианство: проблема соотношения.

Критика теократии в произведениях Марсилия Падуанского.

Тема 5. Становление и развитие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: