Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, общий объем часов 108, в том числе:
- лекции 36 ч.;
- практические занятия 18 ч.;
- самостоятельная работа студента 54 ч.
Форма контроля – экзамен.
Семестр 1.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Предмет истории общественно-политических учений
Понятие предмета истории общественно-политических учений. Методы изучения. Место и роль сравнительного метода. Принцип историзма. Проблема периодизации общественно-политической мысли человечества.
Основные этапы истории общественно-политических воззрений.
Их характеристики по регионам. Сравнительный анализ этапов.
Тема 2. Политическая мысль Древнего Востока
Исторические условия формирования государств Древнего Востока и общественно-политических теорий. Мифологическая и философская основы общественно-политических воззрений Древнего Востока.
Политические идеи письменных памятников Древней Индии. Сравнительный анализ политических идей брахманизма, буддизма и индуизма.
Философско-политическая мысль Древнего Китая и её особенности. Учение Конфуция о государстве и обществе. Моизм, даосизм и их общественно-политический аспект.
Тема 3. Своеобразие общественно-политических теорий
Древней Греции и Древнего Рима
Социально-политический строй Древней Грециии егосвоеобразие.
Особенности общественно-политических доктрин античности. «Идеальное государство» Платона и «Полития» Аристотеля: сравнительный анализ.
Исторические и политические особенности учений Древнего Рима. Цицерон о государстве и праве.
Общественно-политический аспект раннего христианства. Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный об управлении государством.
Тема 4. Западноевропейские общественно-политические доктрины периода Средневековья
Особенности общественно-политической мысли Западной Европы в эпоху средневековья. Теократические концепции. Теория двух мечей (полифония власти). Папоцезаризм. Цезарепапизм.
Политико-правовая мысль Византии. Теория симфонии двух властей.
Учение Фомы Аквинского о власти и законе: основные положения и роль.
Политические идеи еретических движений. Ереси XI–XIII вв. (богомилы, катары, альбигойцы и др.).
Ереси XIV–XVI вв. (лолларды, табориты и др.).
Еретизм и раннее христианство: проблема соотношения.
Критика теократии в произведениях Марсилия Падуанского.
Тема 5. Становление и развитие