Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда. В соответств­ии со ст. 6 Кодекса о земле землями сельскохозяйственного назначения являются земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставлен­ные для ведения сельского хозяйства.

В зависимости от характера использования все земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на 2 группы:

1) сельскохозяйственные земли — земли, системати­чески используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие пахотные, залежные земли, зем­ли под постоянными культурами и луговые земли.

2) несельскохозяйственные угодья, т, е. земли, обслу­живающие сельское хозяйство (земли, занятые дорогами, постройками, защитными насаждениями, мелиоративными сооружениями и т. д.), и резервные территории (кустарни­ки, болота и т, п.).

Пахотные земли - это сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и ис­пользуемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оран­жереи) и чистые пары,

Залежные земли — это сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сель­скохозяйственных культур и не подготовлены под пар.

Земли под постоянными культурами — это сельскохо­зяйственные земли, занятые искусственно созданными насаждениями древесных, кустарниковых или травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и ле­карственного сырья, а также для озеленения.

Луговые земли — это сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луго­вых многолетних трав, земли, на которых создан искус­ственный травостой или проведены мероприятия по улучше­нию естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также покрытые естественными луговыми травостоями.

Признание земель годными для нужд сельского хозяй­ства производится на основании данных государственного земельного кадастра. Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйст­венного назначения для целей, не связанных с назначе­нием этих земель осуществляется облисполкомами и Мингорисполкомом.

Районные исполкомы производят изъятие и предостав­ление земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.

Для правового режима земель сельскохозяйственного на­значения характерно следующее. Кодекс о земле закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назна­чения, который означает следующее: земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для строитель­ства дорог, предприятий, линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли несельскохозяйствен­ного назначения или не пригодные для сельского хозяй­ства либо сельскохозяйственные земли худшего качества, Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации должны проводиться главным образом вдоль дорог, по гра­ницам полей и т. п.

Объекты внутрихозяйственного строительства юриди­ческих и физических лиц на землях сельскохозяйственно­го назначения размещаются в соответствии с утвержден­ными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией. Если указанные до­кументы отсутствуют, то решение принимается районны­ми исполнительными и распорядительными органами, Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйствен­ного назначения в другие виды не допускается, за исклю­чением случаев, указанных ниже.

Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйст­венного назначения в несельскохозяйственные или в ме­нее продуктивные сельскохозяйственные земли допуска­ется в связи с изъятием и предоставлением земельных уча­стков в установленном законодательными актами порядке в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате вредного воздействия антропоген­ных и (или) природных факторов, а также вследствие вы­хода из строя и списания в установленном порядке ороси­тельных и осушительных систем, машин и механизмов.

При ухудшении качественного состояния земель в слу­чаях, указанных выше, землепользователь, областная зем­леустроительная и геодезическая служба вправе обратить­ся в райисполком по месту нахождения земель с заявле­нием о переводе сельскохозяйственных земель сельскохо­зяйственного назначения в несельскохозяйственные зем­ли или в менее продуктивные сельскохозяйственные зем­ли. В заявлении указываются причины и обосновывается необходимость перевода сельскохозяйственных земель сель­скохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли, указывается их площадь.

Для подготовки материалов по переводу сельскохозяй­ственных земель сельскохозяйственного назначения в не­сельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли райисполком создает спе­циальную комиссию, Комиссия, используя данные государ­ственного земельного кадастра (материалы почвенных об­следований, оценки земель и другие), материалы землеуст­ройства, лесоустройства, мелиорации, документы, подтвер­ждающие списание оросительных и осушительных систем, машин и механизмов, а также другие данные (материалы и документы), в течение 7 рабочих дней со дня получения поручения соответствующего исполнительного комитета проводит обследование на местности указанных в заявле­нии сельскохозяйственных земель. Обследование сельско­хозяйственных земель производится комиссией в присут­ствии землепользователя.

В ходе обследования земель устанавливаются причины, приведшие к ухудшению их качества, уточняются площадь, состав и качественное состояние земель на момент обсле­дования, делается заключение о наличии либо отсутствии оснований для перевода сельскохозяйственных земель сель­скохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли. По результатам работы комиссии составляется акт обследования земель, который вместе с материалами, на­правляется в районный исполнительный комитет в тече­ние 7 рабочих дней.

При наличии оснований для перевода райисполком на основании акта обследования земель поручает комиссии оформить землеустроительное дело. Землеустроительное дело оформляется комиссией в течение 7 рабочих дней со дня получения этой комиссией поручения районного ис­полнительного комитета.

Районный исполнительный комитет в течение 10 ра­бочих дней со дня представления комиссией землеустрои­тельного дела или акта обследования земель с заявлением и приложенными к нему материалами принимает решение о необходимости перевода или об отказе в переводе сельско­хозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли с обязательным указанием условий их дальнейшего использования.

После принятия районным исполнительным комитетом решения о необходимости перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяй­ственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйст­венные земли землеустроительное дело с прилагаемым к нему решением в течение 3 рабочих дней направляется на рас­смотрение в областной исполнительный комитет,

Областной исполнительный комитет в течение 10 ра­бочих дней со дня получения землеустроительного дела рассматривает его и принимает решение,

В случае принятия решения о переводе сельскохозяйст­венных земель сельскохозяйственного назначения в несель­скохозяйственные земли или в менее продуктивные сель­скохозяйственные земли областная землеустроительная и геодезическая служба осуществляет внесение соответствую­щих изменений в земельно-кадастровую документацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: