Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда. В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле землями сельскохозяйственного назначения являются земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.
В зависимости от характера использования все земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на 2 группы:
1) сельскохозяйственные земли — земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие пахотные, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли.
2) несельскохозяйственные угодья, т, е. земли, обслуживающие сельское хозяйство (земли, занятые дорогами, постройками, защитными насаждениями, мелиоративными сооружениями и т. д.), и резервные территории (кустарники, болота и т, п.).
Пахотные земли - это сельскохозяйственные земли, систематически обрабатываемые (перепахиваемые) и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав со сроком пользования, предусмотренным схемой севооборота, а также выводные поля, участки закрытого грунта (парники, теплицы и оранжереи) и чистые пары,
|
|
Залежные земли — это сельскохозяйственные земли, которые ранее использовались как пахотные и более одного года после уборки урожая не используются для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлены под пар.
Земли под постоянными культурами — это сельскохозяйственные земли, занятые искусственно созданными насаждениями древесных, кустарниковых или травянистых многолетних растений, предназначенными для получения урожая плодов, продовольственного, технического и лекарственного сырья, а также для озеленения.
Луговые земли — это сельскохозяйственные земли, используемые преимущественно для возделывания луговых многолетних трав, земли, на которых создан искусственный травостой или проведены мероприятия по улучшению естественного травостоя (улучшенные луговые земли), а также покрытые естественными луговыми травостоями.
Признание земель годными для нужд сельского хозяйства производится на основании данных государственного земельного кадастра. Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с назначением этих земель осуществляется облисполкомами и Мингорисполкомом.
Районные исполкомы производят изъятие и предоставление земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.
|
|
Для правового режима земель сельскохозяйственного назначения характерно следующее. Кодекс о земле закрепляет принцип приоритета земель сельскохозяйственного назначения, который означает следующее: земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для строительства дорог, предприятий, линий электропередачи, связи, трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качества, Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации должны проводиться главным образом вдоль дорог, по границам полей и т. п.
Объекты внутрихозяйственного строительства юридических и физических лиц на землях сельскохозяйственного назначения размещаются в соответствии с утвержденными проектами внутрихозяйственного землеустройства или градостроительной документацией. Если указанные документы отсутствуют, то решение принимается районными исполнительными и распорядительными органами, Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в другие виды не допускается, за исключением случаев, указанных ниже.
Перевод сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли допускается в связи с изъятием и предоставлением земельных участков в установленном законодательными актами порядке в случаях, если ухудшение их качественного состояния произошло в результате вредного воздействия антропогенных и (или) природных факторов, а также вследствие выхода из строя и списания в установленном порядке оросительных и осушительных систем, машин и механизмов.
При ухудшении качественного состояния земель в случаях, указанных выше, землепользователь, областная землеустроительная и геодезическая служба вправе обратиться в райисполком по месту нахождения земель с заявлением о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли. В заявлении указываются причины и обосновывается необходимость перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли, указывается их площадь.
Для подготовки материалов по переводу сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли райисполком создает специальную комиссию, Комиссия, используя данные государственного земельного кадастра (материалы почвенных обследований, оценки земель и другие), материалы землеустройства, лесоустройства, мелиорации, документы, подтверждающие списание оросительных и осушительных систем, машин и механизмов, а также другие данные (материалы и документы), в течение 7 рабочих дней со дня получения поручения соответствующего исполнительного комитета проводит обследование на местности указанных в заявлении сельскохозяйственных земель. Обследование сельскохозяйственных земель производится комиссией в присутствии землепользователя.
В ходе обследования земель устанавливаются причины, приведшие к ухудшению их качества, уточняются площадь, состав и качественное состояние земель на момент обследования, делается заключение о наличии либо отсутствии оснований для перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли. По результатам работы комиссии составляется акт обследования земель, который вместе с материалами, направляется в районный исполнительный комитет в течение 7 рабочих дней.
|
|
При наличии оснований для перевода райисполком на основании акта обследования земель поручает комиссии оформить землеустроительное дело. Землеустроительное дело оформляется комиссией в течение 7 рабочих дней со дня получения этой комиссией поручения районного исполнительного комитета.
Районный исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней со дня представления комиссией землеустроительного дела или акта обследования земель с заявлением и приложенными к нему материалами принимает решение о необходимости перевода или об отказе в переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли с обязательным указанием условий их дальнейшего использования.
После принятия районным исполнительным комитетом решения о необходимости перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли землеустроительное дело с прилагаемым к нему решением в течение 3 рабочих дней направляется на рассмотрение в областной исполнительный комитет,
Областной исполнительный комитет в течение 10 рабочих дней со дня получения землеустроительного дела рассматривает его и принимает решение,
В случае принятия решения о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в несельскохозяйственные земли или в менее продуктивные сельскохозяйственные земли областная землеустроительная и геодезическая служба осуществляет внесение соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.