Понятие, состав и правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения

Объединение этих разнообразных по составу и правовому режиму земель в единую категорию было произведено в Общих началах землепользования и землеустройства СССР 1928, где они именовались землями специального назначения. В более позднем законодательстве они названы землями несельскохозяйственного назначения.

К землям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения относят земельные участки, предоставленные для размещения объектов промышленности, транспорта, связи; энергетики, размещения и постоянной дислокации государственных таможенных органов, воинских частей военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, иных объектов.

Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией, а отвод земельных участков осуществляется с учетом очередности их освоения.

Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики и иного назначения, а также установления зон с особыми условиями пользования (охранные, защитные и другие зоны) определяется законодательством Республики Беларусь.

С экономической точки зрения данные земли используются как базис, основа разнообразной деятельности и предназначены для различных целей. Правовой режим этих земель характеризуется рядом общих черт и особенностей.

1. Для правового регулирования состава данных земель характерны две тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга данных территорий. Законодатель выделил земли обороны в составе вышеназванных земель. Земельный кодекс России относит к их числу, кроме того, земли радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения; энергетики. Перечень этих земель не исчерпывающий и будет дополняться с развитием новых сфер хозяйственной деятельности.

Вторая тенденция состоит в том, что из состава земель данной категории исключены некоторые земли. Это земли курортов, заповедников. Они образуют самостоятельную группу в составе земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

2. Правовой режим указанных земель характеризуется специальной целью их использования, определяется их ролью и значением в хозяйственной жизни страны. Эта цель, установленная законом, другими нормативными актами, является важным ограничителем данных земель от земель других категорий. Специфика объекта таких земель в том, что эти земли не образуют единого массива, однако их правовой режим един. Для характеристики объекта земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения важно отметить наличие в их структуре двух составных частей. Так, основная часть земель занята промышленными, транспортными, оборонными объектами. Для другой же установлены зоны с условиями землепользования. Это санитарные, санитарно-защитные зоны, охранные и т.п. Кроме того, земельно-правовой режим вышеуказанных земель распространяется на смежных субъектов (собственников, владельцев, пользователей) даже тогда, когда такие зоны не установлены. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, на землях которых устанавливаются зоны с особенными условиями землепользования, имеют право на возмещение всех убытков, связанных с ограничением их прав, включая упущенную выгоду. Ответчиками по данным искам выступают предприятия и организации, деятельность которых связана с воздействием на окружающую среду и для которых устанавливаются подобные зоны.

Если в составе земель промышленности и иного назначения есть участки, пригодные для использования в сельскохозяйственных целях, они могут быть отведены во временное пользование гражданам и сельскохозяйственным предприятиям и организациям. В решении предусматриваются сроки предоставления земельного участка, его размеры, а также условия использования и возврата земель.

3. Для промышленных, транспортных и иных специальных нужд- должны предоставляться в первую очередь земельные участки, которые не пригодны для сельского хозяйства, а также сельскохозяйственные угодья худшего качества.

4. Размеры земельных участков, предоставленных промышленным, транспортным предприятиям, Организациям связи, энергетики, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными нормами и градостроительной документацией. Отвод земель для вышеуказанных целей осуществляется с учетом очередности их освоения.

5. Субъектами прав на земли данной категории являются в основном юридические лица. Физические лица могут владеть ими на праве собственности или пользования в случаях и порядке, установленных Кодексом о земле Республики Беларусь.

6. Одна из особенностей правового режима этих земель состоит в характеристике управления ими. Предоставление земель в собственность, пользование и аренду, регистрацию землепользования и ряд других распорядительных действий осуществляют органы, указанные в Кодексе о земле. Управление землями промышленности, транспорта, связи отнесено к ведению соответствующих предприятий и организаций. Множественность органов управления землями определяется их разнообразием. Но при всем различии отраслей промышленности, транспорта, связи, обороны функции управления этими землями имеют ряд общих черт: на них возложено осуществление внутрихозяйственного устройства, определение внутренней структуры, целевого назначения отдельных частей и ряд других.

Органы управления проводят учет земель, их распределение и перераспределение, контролируют использование, защищают и отстаивают ведомственные интересы перед Советами депутатов, их исполнительными и распорядительными органами. Предприятия - собственники земель осуществляют управление ими самостоятельно.

7. Специфичен порядок использования таких земель. Круг прав и обязанностей субъектов по использованию данных земель определяется как Кодексом о земле, так и другим законодательством Республики Беларусь. Причем если в Кодексе о земле показаны лишь общие контуры и направления использования земель, то детальная их проработка предполагает наличие специального нормативного акта. Для одних земель законодатель это предусмотрел (как для земель транспорта), правовой режим других ждет своего нормативного решения. В настоящее время правовой режим различных по целевому назначению земель определяется с учетом нормативных актов, изданных ведомствами, причем ведомственное нормотворчество в этих вопросах является превалирующим.

Поскольку деятельность промышленных предприятий, а также иных субъектов прав на земельные участки данной категории связана с воздействием на состояние окружающей среды, на эти предприятия и организации возложены дополнительные обязанности. Они обязаны озеленять территории санитарно-защитных зон, предпринимать меры охраны окружающей среды от загрязнения, предупреждать аварии и иные экологически неблагоприятные ситуации, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

По целевому и общему хозяйственному назначению земельных участков в рамках данных земель можно выделить:

а) земли промышленности, т.е. земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий обрабатывающей промышленности, а также горнодобывающих предприятий;

б) земли транспорта, т.е. земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий транспорта;

в) земли связи, т.е. земельные участки, предоставленные предприятиям и организациям связи для выполнения возложенных на них задач;

г) земли электрических сетей, т.е. земельные участки, предназначенные для передачи электроэнергии, размещения высоковольтных электрических сетей;

д) земли обороны, т.е. земельные участки, обслуживающие военно-оборонный комплекс;

е) земли иного назначения, т.е. земельные участки, обслуживающие иные специальные хозяйственные нужды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: