Классификационные признаки.
| Финансовый (внешний) анализ
| Управленческий (внутренний) анализ
| |
Цель анализа.
| Оценка состава и структуры имущества предприятия,интенсивности использования капитала,платежеспособности и финансовой устойчивости и использования прибыли прогнозирование доходов и потоков денежных средств;выявление дивидендной политики, осуществляемой руководством предприятия
| Изучение механизма достижения максимальной прибыли и повышения эффективности хозяйствования;разработка важнейших вопросов конкурентной политики предприятия и программ его развития на перспективу;обоснование управленческих решений по достижению конкретных производственных целей
| |
Объект анализа
| Хозяйствующий субъект в целом, его финансовое положение
| Различные аспекты производственно-финансовой деятельности структурных подразделений хозяйствующего субъекта
| |
Субъекты анализа (исполнители)
| Лица и организации, находящиеся за пределами этого предприятия (менеджеры и аналитики заинтересованных фирм, спец. компании, занимающиеся анализом отчетов по общепринятой методологии; кредитные агентства и др.)
| Различные организационные структуры внутрихозяй1ственного управления и отдельные лица, ответственные за проведение анализа: лаборатории, бюро, группы, бухгалтерия, отделы, менеджеры, а также внешние консультанты для проведения аналитической работы (профессионалы).
| |
Организация анализа (периодичность проведения)
| Проводятся периодически не реже одного раза в год, а также по мере представления отчетности в соответствующие инстанции (в налоговую инспекцию - ежеквартально, в статистическое управление - ежеквартально и т.д.)
| Проводятся по мере необходимости на нерегулярной основе, прежде всего по тем направлениям, где наблюдается спад производства, кризисная ситуация, рост затрат, снижение рентабельности и качества продукции
| |
Информационная база анализа
| Бухгалтерская годовая отчетность (формы 1-5)
| Данные первичного бухгалтерского и оперативного учета, выборочных обследований, нормативно-справочная информация, акты ревизий и инвентаризаций, а также сведения, добытые у конкурентов в процессе промышленного шпионажа.
| |
Доступность информации
| Открыта для всех потребителей, формируется на базе публичной отчетности.
| Представляет коммерческую тайну, используется для внутрихозяйственного управления.
| |
Потребители информации
| Акционеры, инвесторы, банки, поставщики, налоговые инспекции, другие заинтересованные физические и юридические лица в финансовой устойчивости предприятия, наемный персонал, статистические учреждения
| Менеджеры предприятия, Совет директоров, директора филиалов и дочерних предприятий, начальники цехов, отделов, бригадиры и др.
| |
Использование систем учета
| Строго систематизированный анализ на базе бухгалтерской отчетности
| Не обязательно системно организованный анализ, используются данные бухгалтерского, оперативного и статистического учета и др.
| |
Измерители информации
| Преимущественно стоимостные показатели и коэффициенты
| Стоимостные, натуральные, трудовые, условно-натуральные
| |
Использование методов анализа
| Группировки, установление влияния инфляционных факторов, сравнительный, структурный и коэффициентный анализ, методы факторного анализа.
| Статистические и математические методы, элиминирование, сравнения, графики, комплексные оценки и др.
| |
Направленность анализа
| Дать обоснованную оценку финансового положения организации, квалифицированно интерпретировать аналитические расчеты
| Выявить резервы снижения затрат и роста прибыли, обосновать управленческие решения по их мобилизации в производство
| |
Способы проведения анализа
| Обязательное следование общепринятым принципам его проведения по данным бухгалтерской отчетности
| Нет установленных правил его проведения, главный критерий - высокая результативность работы.
| |
Формы обобщения
| Табличные материла с исходными и расчетно-аналитическими данными, сравниваемые с нормативными коэффициентами. Письменная интерпретация аналитических данных.
| Отчет о результатах анализа, разработка программ по реализации обоснованных управленческих решений
| |
Вид анализа
| Внешний, ретроспективный, тематический
| Внутренний, оперативный, текущий, комплексный
| |
Степень надежности
| Во многом субъективен, незначителен по числу аналитических показателей, не может быть точен в виду умышленного искажения бухгалтерской отчетности для сокрытия прибыли.
| Зависит от целей его проведения, использует достоверно точные данные, подтвержденные внутренним аудитом
| |
Место принятия решений по результатам анализа
| За пределами деятельности анализируемого предприятия
| Используется для управления своим предприятием.
| |