Основные идеи философии 18 в. (французские материалисты, Ф. М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Юм)

Для философии и культуры XVII–XVIII вв. х-н познавательный и соц. оптимизм, т. е. убеждение в том, что развитие науки дает человеку огромную власть над природой и способствует искоренению соц. противоречий, которые являются пережитком феодализма и м. б. ликвидированы с помощью рационального регулирования соц. процессов. Философы этого периода видят свою главную задачу в искоренении невежества и предрассудков (которые есть корень всех несчастий и зла), в воспитании и образовании людей, т. е. в просвещении разума. Просветительское движение возникло в Англии, затем распространяется во Франции, которая становится его центром, в Германии и др. странах Европы.

Французское Просвещение складывалось по преимуществу под влиянием идей Локка и Ньютона. Основные представители: Ф. М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Гольбах и др.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира, свойством материи они рассматривали движение. Мышление и ощущение они представляли как св-во материи, возникшее в результате усложнения ее организации.

Хотя просветители в целом придерживаются убеждения, что общественное устройство должно обеспечивать полит. и юридическое равенство людей, однако источники соц. неравенства они истолковывают по-разному. Так, Ф. Вольтер считает, что люди рождаются равными, а последующее неравенство – результат предприимчивости и обстоятельств. В соц. и имущественном неравенстве он увидел даже предпосылку общественного равновесия и нормального развития общества.

Противоположной точки зрения придерживается Ж.-Ж. Руссо, считающий, что источником неравенства, которое однозначно оценивается им как зло, является цивилизация и появление частной собственности. Если на первой стадии развития человеческого общества (в первоначальном естественном его состоянии) неравенство проявлялось только в природных х-ках (здоровье, силе, уме), то в ходе усложнения соц. жизни физическое неравенство было дополнено экономическим и политическим. Единственный способ обеспечения равенства – особая организация гос-ва, при которой каждый гражданин полностью отдает свои права в пользу общины, что подрывает основу для эксплуатации. Естественным устремлениям человека больше соответствует деревенская жизнь, поскольку она ближе к природе, а потому, ради сохранения моральной чистоты, стоит отказаться от благ цивилизации. С этих позиций задача философии состоит в том, чтобы создать «естественную» этику, опирающуюся на «веления сердца», и восстановить естественное равенство, нарушаемое цивилизацией. Наиболее отчетливо и полно социальная философия Руссо изложена в его работе “Общественный договор” (1762).

Д. Юм - один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика.

Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и образы воображения). После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

2. Мир - это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ней. Значит, вопрос о том, каков источник ощущения - принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В целом философия XVIII в. ориентирована не столько на создание новых фундаментальных учений, сколько на популяризацию уже сформировавшихся идей, их углубление и развитие. В эпоху Просвещения возникает концепция «веры в прогресс через разум», в рамках которой идея прогресса,т. е. поступательного совершенствования человечества, тесно переплетается с представлениями о рациональном мироустройстве. Разум, искореняющий невежество и суеверия, разоблачающий обман, фактически обожествляется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: