Основные идеи философии эпохи Возрождения, ее вклад в духовную культуру человечества

Эпоха Возрождения началась в Италии в XIII в., затем в XV в. в неё вступили страны северной Европы, такие как Германия, Франция, Нидерланды. В XVI в. культура Ренессанса стала общеевропейским явлением.

В эпоху Возрождения в центр мира переместился человек.

Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного соц. положения – городская интеллигенция той эпохи – поэты, филологи, философы, художники, – представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое, противопоставлялись «схоластическому» изучению «божественного». Отсюда их наименование – гуманисты (от лат. humanus – человеческий), а нового мировоззрения – гуманизм.

В узком смысле гуманизмом обозначалась светская образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. В широком же смысле возрожденческий гуманизм – это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни, величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой творческой личности. В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-новому видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому.

Общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии – поэт и философ Петрарка. Петрарка – один из величайших лирических поэтов Италии. Леон Батиста Альберти. Его деятельность – ярчайший пример универсальных стремлений гуманистов, которые в принципе обращаются ко всему человеку, стремясь к его многостороннему выражению.

Среди ряда проблем нового осмысления человека гуманистами одна из главных – это проблема человека как единства души и тела. Другой важнейший аспект морально-этических поисков гуманистов состоял в подчеркивании органической необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности. Этические поиски гуманистов – понимание необходимости дружбы, любви, человечности, подчеркивание блага общества как высшей цели человеческих стремлений – отражали во многом республиканские идеалы итальянских городских коммун той эпохи.

Николай Кузанский – один из самых глубоких философов эпохи Возрождения. Николай соединял в своих произведениях и в своей деятельности культуру средневековья и энергично наступавшую культуру гуманизма.

Возрождение – это время, когда Европа вдруг заново открывает для себя античность, греко-римскую культуру и, вдохновленная ее образцами, сама добивается небывалого ранее расцвета искусств и наук. Так, например, исходя из платоновской идеи о «серединном» положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итальянский гуманист Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» развивал одну из основных идей гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу.

Но культура Возрождения не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых исторических условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре Возрождения связи с национальной традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение (середина 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания.

Лит-ра Возрождения неотделима от ренессансного мировоззрения в целом. Две традиции – народной поэзии и книжной античной учёности – органически сочетаются в наиболее значительных худ. памятниках эпохи, особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» Рабле; в «Дон Кихоте» М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира.

Эпоха Возрождения отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на гос-во и право. Крупнейшие полит. мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественно-сверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях истор. развития.

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения – возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но многие её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Н. Кузанским. Особенностями натурфилософии эпохи Возрождения были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из внешней сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях; понимание человека («микрокосма») как части природы («макрокосма»); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого. Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, антропоморфическими и мистическими догадками (учение о «мировой душе», «жизненной силе» и т. д.).

Процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (например – творчество Леонардо да Винчи – художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

В период Позднего Возрождения многие ренессансные идеалы и нормы значительно трансформировались. В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а в др. – протестантизма наступает кризис ренессансного гуманизма. Рушится оптимистическая вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Кризис гуманистической культуры Возрождения, её «аристократизация» находят отражение в возникновении маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего Возрождения в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело, – обогащается осознанием противоречивости жизни («трагический гуманизм»); появляются мотивы трагической обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии нац. гос-вом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: