Вопрос 17. Периодизация развития отечественного кино: 1920-1940

В начале 20-х годов появились картины, характеризующиеся новыми художественными тенденциями. Наибольшее значение для последующего развития кинематографа имели творческие поиски Вертова, Кулешова, Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, Роома, Козинцева и Трауберга.

Дзига Вертов, работавший в советской кинохронике с момента её возникновения, положил начало документальной публицистике. Он разрабатывал новые техники (скрытая камера, например) и монтажные приемы. Вертов был убежденным сторонником «неигрового» кино. В своем легендарном экранном журнале «Киноправда» он новаторски показывал быт нового государства. Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) часто называют величайшим документальным фильмом всех времен.

Лев Кулешов – также отрицая существующие формы художественного фильма искал собственных, независимых от литературы и театра путей и средств игрового кино. Возглавил коллектив талантливой молодёжи, вступившей в его мастерскую (Хохлова, Пудовкин, Барнет, Оболенский, Фогель), пришёл к убеждению, что главной отличительной чертой кинематографа является монтаж. Автор знаковых фильмов в теории кинематографа: «Проект инженера Прайта», «Великий утешитель», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и «По закону» (1926). Основатель кафедры режиссуры во ВГИКе (совместно с Эйзенштейном).

Сергей Эйзенштейн – автор ключевых фильмов в истории мирового кинематографа («Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), «Иван Грозный (1944), Иван Грозный. Сказ второй» (1945)). Отличается гениальным использованием идей Вертова и Кулешова для построения сложных монтажных конструкций, мизансцен и кадров, а также полифонических построений аудиовизуального ряда. Тесно сотрудничал с Сергеем Прокофьевым.

Всеволод Пудовкин в первую очередь известен фильмом «Мать» (1926, по повести Горького, в сценарной разработке Н. Зархи), который стал одним из крупнейших достижений советского кино.

Александр Довженко известен фильмами «Звенигора» (1928) и «Арсенал» (1929) и «Щорс» (1939). Последняя снята по прямому указанию Сталина, с которым Довженко был близко знаком, переписывался и сотрудничал в вопросах идеологии фильма. Однако вскоре накапливаются разногласия с властью. Довженко всё больше уделяет внимание литературе и сценариям. Поэтическая картина «Жизнь в цвету» была перемонтирована по идеологическим соображениям в фильм «Мичурин», утратив всю прелесть авторской задумки.

Ленинградская группа ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра), возглавлявшаяся Козинцевым и Траубергом, в своих романтических фильмах «Шинель» (1927) и «Новый Вавилон» (1930), уделяя большое внимание актёрскому творчеству, широко использовала средства эксцентрики и стилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: