Утренняя гимнастика с детьми шестого года жизни

Указания к организации. Утренняя гимнастика становится привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней дети оказывают большую помощь воспитателю: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Воспитатель следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут.

Содержание. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание. Например, воспитатель поднимает желтый флажок – все идут, зеленый – бегут, красный – останавливаются; на хлопок поворачиваются кругом; по свистку быстро садятся на пол, а потом продолжают движение и т. д.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг в перед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук.

На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение пов-торяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких пред-метов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом).

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства. Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т. д.

На утренней гимнастике воспитатель требует точности положений и направлений движения частей тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения.

Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Воспитатель начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравится выполнять движения хорошо, красиво.

Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упраж-нения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны и т.д.), требования к его качеству.

Пояснения упражнения сочетается с показом лишь в первые дни освоения комплекса. Причем к показу воспитатель широко привлекает детей, хорошо владеющих движением.

Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера воспитателя. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом стоящих детей. Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движения (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т.д.).

23. Подберите игры, упражнения, направленные на воспитание навыков культурной еды, решение задач образовательных областей в соответствии с ФГОС. Предложите варианты оформления блюд для детей и приемы, направленные на возбуждение аппетита детей.

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ОПРЯТНОЙ ЕДЫ ВКЛЮЧАЮТ УМЕНИЕ:

•правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

•не крошить хлеб;

•пережевывать пищу с закрытым ртом;

•не разговаривать с полным ртом;

•тихо выходить по окончании еды из-за стола;

•благодарить;

•пользоваться только своим прибором.

Прежде всего, начать работу с формирования у малышей стереотипа разумных действий. Это важно не только с позиций воспитания навыков культуры питания, но и для целесообразного использования гигиенических процедур. Чтобы навык стал стереотипом - отрабатывать алгоритм действий:

- испачкал руки и лицо во время еды – пользуйся салфеткой;

- закончил еду – используй салфетку или вымой лицо и руки, если это необходимо;

- посетил туалет, пришел с прогулки – вымой руки с мылом;

- перед любым приемом пищи – вымой руки.

Гигиенические процедуры занимают очень много времени, а малышу хочется дольше играть, поэтому со стороны ребенка иногда возникал протест или негодование типа: «Сколько можно мыть руки?» Мы не вели ребенка насильно в умывальную комнату, а объясняли, что может произойти, если он не будет это выполнять. В свободное время проводили игровые упражнения, использовали игровые ситуации, такие как: «Чистюли», «Самые аккуратные», «Умываться нам не лень». В нашей работе помогала и художественная литература: потешки типа «Водичка, водичка», «Разноцветное мыло», сказка К. Чуковского «Мойдодыр», сказка «Маша – грязнуля».

Для воспитания навыков поведения за столом, большое значение имеет сервировка. Очень важно сервировать стол так, чтобы у ребенка возникло неосознанное желание быть аккуратным. Для этого на столе должны быть красивая скатерть или салфетка для каждого ребенка, красиво и правильно разложены столовые приборы, цветы, гигиенические салфетки, порционированный хлеб лежать в хлебнице. Чтобы не нарушались эти требования, приходилось проводить работу с помощником воспитателя, чтобы он не раздавал хлеб в руку ребенку или на стол рядом с тарелкой, а ложку не подавал в тарелке с первым и вторым блюдом.

Ребенок 3-го года жизни во время еды еще может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта и знаний. Но мы никогда не заостряли внимание детей на неправильных действиях, а учили, как надо сделать правильно. Например, если во время еды мы замечали, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой или пьет суп через край тарелки, мы подходили к ребенку и тихо говорили: «Рома, возьми ложку и кушай. Вот какой ты молодец, правильно держишь ложку». Мы старались добиться того, чтобы дети во время приема пищи заботились о чистоте рук и лица. Проговаривали необходимость столовых приборов и салфеток.

Стараться, чтобы прием пищи носил разностороннее развитие, т.е. для формирования нужных навыков и привычек проговаривали все действия взрослого и ребенка; для развития познаний ребенка и обогащения словаря называли свойства предметов, давали название блюд, из чего они приготовлены, называли качества; для развития мелкой моторики после использования гигиенической салфетки сминали ее пальцами, скатывали шарик или колбаску, а потом полученный материал использовали для изобразительной деятельности.

Во время кормления детей соблюдать следующие правила:

- перед ребенком должно быть только одно блюдо, причем не слишком горячее и не слишком холодное;

- ребенок должен брать пищу в рот небольшими кусочками, поэтому котлеты, запеканки мы разрезали на кусочки;

- ребенок не должен разговаривать во время еды и быстро глотать – это опасно, поэтому часто напоминали содержание сказки «Петушок и бобовое зернышко», рассказ «Как Вася подавился»;

- никогда не допускали громких разговоров и бесед на разные темы между взрослыми;

- никогда не торопили детей и не кормили насильно;

- докармливали ребенка только при его желании.

Для того чтобы избежать за столом неосторожного проливания пищи детьми, неопрятности, неправильного использования столовых приборов в своей работе мы применяли игровые упражнения, ситуации такие как: «Послушная ложка», «Хрюша завтракает», «Кукла Катя обедает», «Час обеда подошел».

В своей работе мы столкнулись с тем, что у каждого ребенка свои привычки, любимая и нелюбимая пища, часто дети отказывались принимать незнакомую пищу. В таких случаях мы шли на компромисс:

- уменьшали порцию, отодвинув ложкой часть гарнира на край тарелки;

- делили порцию на несколько частей, проговаривая: «Это съешь за маму, это съешь за папу и т.д.».

- замаскировывали незнакомую пищу уже знакомой;

- беседовали с родителями о традициях кормления ребенка в семье, его вкусах, привычках, вырабатывали общие подходы и требования к воспитанию.

Во время приема пищи следить за тем, чтобы дети не отвлекались, ели не спеша, сидели за столом спокойно. Воспитывая культуру поведения за столом, напоминали по мере необходимости: «Катя, возьми салфетку и вытри себе губы», «Сережа, подвинь тарелку к себе ближе, так тебе будет удобнее кушать», «Маша, ты не забыла что-то сказать?» и т.д.

Очень важно, чтобы в группе раннего возраста во всех режимных моментах соблюдалась последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Этих правил мы старались придерживаться и в организации питания. Так, например, детей с плохим аппетитом, посадили за стол с детьми, которые хорошо кушают. Живых и подвижных, посадили с более дисциплинированными детьми. Чтобы дети без стрессовых ситуаций могли переключиться с одного вида деятельности на другой, обеспечивали естественный и постепенный переход от игры к приему пищи. Например, говорили: «Посмотрите, Татьяна Николаевна уже закончила сервировать столы, и пошла за едой, что нам нужно сделать?». Это способствовало тому, что дети за стол садились постепенно, а не все сразу: одни убирали игрушки, другие шли мыть руки, третьи заканчивали игру. Но часто случалось, что пищу с кухни приносили очень горячей, поэтому мы использовали игры - ожидалки (пальчиковые упражнения, игры веселого язычка, хороводные и речевые игры).

Во всех режимных процессах ребенок должен испытывать положительные эмоции, удовольствия, торможения реакции. Например, во время умывания вода должна быть нормальной температуры, а чтобы ребенок не прекратил реагировать на художественное слово – оно не должно быть ежедневно одним и тем же. Мы стараемся это выполнять. И хотя наши дети овладели навыками гигиенической культуры, но они еще неустойчивы и требуют постоянного подкрепления.

Украшение блюд для детей

Для самых избирательных приверед блюда можно оригинально украсить, сделать их в виде рожиц мультяшных героев, забавных машинок, божьих коровок, пальм и т.д. Например, скучные и непривлекательные сосиски можно превратить в милых осьминожек, если нижнюю их часть разрезать на несколько ленточек, которые будут служить щупальцами, а глазки сделать из зеленого горошка.

Мясную котлетку можно превратить в симпатичную веселую рожицу, сделав на ней глазки из кусочков маслин или зеленого горошка. Рот можно сделать из тонкого ломтика помидора, или нарисовать неострым кетчупом, если ребенок употребляет его в пищу. Волосы делаем из вареной лапши. Вкусно, сытно и красиво.

Забавные грибочки получатся, если на вареные яйца надеть перевернутые, вычищенные изнутри половинки небольших помидор. Чтобы такой «грибочек» не упал, его можно «посадить» в листья салата.

Идей для украшения детских блюд можно найти великое множество. Вряд ли ребенок откажется от такого привлекательного завтрака, обеда или ужина, а если он еще и сам будет участвовать в приготовлении и украшении блюда, то точно съест все с большим удовольствием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: