1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания у человека.
2. Перечислите и дайте краткую характеристику основных воззрений на психику и ее роль. В чем коренное расхождение материализма и идеализма? В чем проявляется несостоятельность дуалистической позиции? Используйте для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17.
3. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схематично изобразите локализацию основных функций в коре головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13.
4. Детализируйте основные функции психики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимосвязь с понятием «психический образ».
5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.
6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему: на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать; ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал; первоклассник при письме совершает много лишних движений; увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть?
|
|
Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима?
II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Узловые вопросы темы
1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии.
2. Задачи и структура современной психологической науки.
3. Принципы и общая организация психологического исследования.
4. Методы психологических исследований.
5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования.